# ТУРКИ и МАЛАЯ АЗИЯ #
ТУРКИ-ОСМАНЫ.
•
Краткая история Турции.
Территорию полуострова Малая Азия можно считать «колыбелью» европейских и части азиатских языков. Здесь происходило развитие двух крупнейших языковых макросемей – ностратической и сино-кавказской. Более подробное внимание им я уделил в своей работе по этнографии Кавказа.
В Малой Азии также происходило формирование понтийской расовой ветви, к которой относятся народы, живущие вокруг Черного моря.
«Западные
сино-кавказцы были предками бурушаски,
басков и хатто-хурритов. Предки басков
мигрировали в Западную Европу в 8 тыс. до н.э.
через Северную Африку. Протобаски и
родственные им народы жили в Испании,
Франции, Италии, на Британских островах
вместе с палеолитическими обитателями
этого региона. Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы
разделились в 5-4 тыс. до н.э. на хатто-ашуйскую
и хуррито-урартскую группы (алародийскую),
которые стали развиваться автономно, но
четкой локализации этих групп не произошло.
Хатты жили на севере Малой Азии,
черноморском побережье Кавказа, возможно,
на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы
смешались с индоевропейскими народами,
образовав этнос киммерийцев (антропологически
– понтийский тип, лингвистически –
фракийский язык с адыго-абхазскими
элементами). Древнейшие города-государства
хаттов возникли в III-II
тыс. до н.э. (Пурусханда,
Амкува, Куссара, Хаттуса, Каниш, Анитту)
на востоке Малой Азии и были захвачены
индоевропейскими народами анатолийской
группы во II-I
тыс. до н.э., которые объединили хаттские
города в единое государство.
От алародийского массива в IV-III
тыс. до н.э. отделилось несколько групп. Одна
из них двинулась на запад Малой Азии (карийцы,
троянцы, лелеги), на острова Эгейского моря (лемноссцы/синтии,
лесбийцы, крито-микенцы, протокиприоты,
филистимляне), на Балканы и Апеннины (реты,
пеласги, тирренцы). Этруски являлись
потомками троянцев, изгнанных в 1240 г. до н.э.
греками. Другая заселила горные районы
Северного Кавказа, смешавшись с
палеолитическим населением – предки
нахско-дагестанских народов. Жители Малого
Кавказа и Армянского нагорья делились на
два родственных народа: урартов
(язык был единым и не имел диалектного
членения) и хурритов (6 диалектов). На языке
близком урартскому говорили в городе
Угарит и в государстве Митанни.
Впоследствии Митанни было захвачено
индоарийцами, а Угарит – семитами. По
поводу принадлежности бурушаски к
западным или восточным сино-кавказцам идут
споры, но известно лишь, что они появились в
Кашмире раньше индоарийцев и не
контактировали с дравидами. Иногда
бурушаски группируются с кетами в
карасукскую семью. Принадлежность
исчезнувших языков Индии (кусунда, нахали,
прото-тару, прото-катманду, прото-нилгири,
прото-дхимал/киринти) к сино-кавказской
макросемье весьма спорно. Эти языки имеют
много большего с веддоидными, андаманскими
и языками папуа, входящими в индо-тихоокеанскую
макросемью. Из общих черт можно отметить
удвоенные согласные почти в каждом слове (это
т.ж. характерно для южных дравидских языков,
возникших на подобном субстрате).
Устоявшееся отнесение нахали к языкам
мунда, базируется на том, что сейчас
немногие выжившие нахали говорят на языке
австроазиатской семьи. Кусунда полностью
перешли на гималайский язык китайско-тибетской
семьи. Однако полностью исключить былое
присутствие в Центральной Индии сино-кавказских
языков нельзя. Обособление хаттов от
хурритов было настолько велико, что при
изучении генетических связей было
обнаружено, что хаттский язык имеет чёткие
пересечения с адыго-абхазскими и
картвельскими, но не имеет почти ничего
общего с нахско-дагестанскими и
хурритскими. В свою очередь, наблюдаются
чёткие схождения нахско-дагестанских
языков с хурритскими (порядка 100 общих
корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими
– с другой, а т.ж. точки соприкосновения с
чадскими языками афразийской (макро)семьи.
Язык хаттов являлся, к тому же, связующим
звеном между сино-кавказскими и
ностратическими (в ч. картвельской группой). Характерной
чертой древних сино-кавказских языков (вкл.
баскский и, отдалённо родственный сино-кавказской
макросемье, шумерский язык) является их эргативно-агглютинативный
типологический строй».
(Карта
исторических областей Малой Азии)
Анатолийские
индоевропейские языки
Самые древние археологические памятники Малой Азии относятся к периоду 8 тыс. до н.э., но документальная история начинается с 3000 г. до н.э. с города Троя. На юго-востоке, у истоков Тигра и Ефрата жили хурритские народы, северней – хатты (левкосирийцы, каппадокийцы). С 18 по 7 вв. до н.э. существовало государство Хеттия, образованное на хаттском субстрате индоевропейскими племенами культуры Чернавода. В Хеттии существовало матрилинейное правление – наследником становился сын сестры. Убийца, в соответствии с лояльными законами, мог отделаться тем, что хоронил убитого за свой счёт, и выделял пострадавшей стороне 4 рабов или членов семьи.
Население запада полуострова – карийцы относились к реэмигрантам с Балкан, лидийцы, троянцы и ликийцы – местное хурритское население, родственное этрускам. Лидийцы первыми в мире начали чеканить золотые монеты.
В 9 веке до н.э. возникло государство Урарту, которое в 612 году было завоевано фригийскими племенами и преобразовано в Армению. Фригийские переселенцы были немногочисленны и смешались с местным населением, которое сохранило свой антропологический облик, но сменило свой хурритский язык на перспективный фригийский (в будущем – армянский), который позволял свободнее общаться с Европой.
В конце I тыс. до н.э. с.з. Малой Азии и
прилегающие области Балкан находились во
власти фригийцев. Фригия была довольно
мощным государством и оставило свой след в
античной истории. Образованное в 800 г. до н.э.
Гордием, государство достигло расцвета при
его внуке Мидасе, прославившемся своей
жадностью. В 636 году Фригия была разгромлена
киммерийцами, а в 546 году до н.э. вошла в
состав Мидии. Фригийцы сохраняли свой язык
приблизительно до 4 в. н.э., пока
окончательно не был вытеснен греческим.
С 546 до 333 г. вся Малая Азия была во власти Персии. В середине 300-х годов Александр Македонский отвоевал её у Персии и включил в состав своей Империи.
В 278 г. до н.э. галаты (ветвь племени галлов) переправились сюда из Европы и заняли центр полуострова, где образовали государство Галатия, завоеванное римлянами в 25 г. до н.э.
По смерти Александра Македонского М. Азия долгое время была предметом споров между местными племенами, пока она не была признана принадлежащей персидскому царю Селевку (306 – 281), кроме Вифинии и Пергама. В 190 г. битва при Магнезии заставила Антиоха III признать верховенство римлян и передать значительную часть азиатских владений Евмену Пергамскому. В 133 г. на развалинах
Пергамского царства была организована т.н. провинция Азия, к которой полвека спустя присоединена Вифиния. В 1 в. усилился Понт, но, после долгих войн с Митридатом, в 65 г. он был обращен в римскую провинцию. Галатия покорена в 25 г. до н.э.; несколько лет спустя к ней были присоединены Понт Галатский и Пафлагония. Каппадокия сделана провинцией в 18 г.
до н.э., Киликия – в 102 г. до н.э., Ликия и Памфилия – в 103 г.
В 5 в. н.э. малоазийские провинции Рима становятся частью Византийской империи. Местные языки (как индоевропейские, так и нет) начинают вытесняться греческими диалектами.
Название «Малая
Азия» существует с 410 года, когда вышел очерк Орозия Испанского об истории христианства. Термин
«Анатолия» был употреблен впервые Константином Багрянородным в 10 веке н.э.
«Левантом» полуостров Малая Азия и весь Ближний Восток стали называть только в 19 веке. До Орозия этот регион назывался «Asia h entoV AluoV» (Геродот и Страбон), «Asia h entoVtou Touron» (Страбон), «Asia h entoV AluoV kai tou Touron» (Страбон).
В 8 веке Малая Азия попадает под арабское владычество,
а затем – под огузское.
Первоначально огузские племена (союз Ок-Тугра-Огуз) жили на озере Иссык-куль. В 8 в. н.э. они были вытеснены карлукскими племенами, пришедшими из с.з. Китая. Новым местом обитания огузов стала территория вокруг Аральского моря, где они постоянно конфликтовали с родственными им печенегами. В то время ещё не существовало более-менее четкого членения тюркских языков на группы (не существует его и теперь – родство тюркских языков превосходит аналогичные показатели других языковых групп). К югу от Арала сложилась однородная огузская этническая общность, скрепленная единым самосознанием. В неё также вошли тюркизированные сарматы, племена Иртыша и Алтая, разрозненные племена карлуков и кыпчаков, наиболее крупными из них были чигили, ябоу, баджгард, нухарда, баджны, баюндуры, имуры, кан, халаджи, джагра, чаруки.
Впоследствии общность была реорганизована. Появилось деление на правое (чистокровно тюркское) крыло – бузук и левое (ассимилированное) – учук, которые состояли из 24 племен (кынык, кайыг, баюндур, йива, салур, афшар, бектили, букдуз, баят, язгыр, имур, карабулак, алкабулак, игдыр, урегир, тутырка, улайондулуг, тюгер, джебни, беджене, джувулдар, джаруклуг). Выделялись знатные роды – уруги.
С 9 века северные огузы известны в русских летописях, как торки и берендеи – население южного Урало-Поволжья. В 11 веке они были вытеснены кыпчаками и изгнаны в Приднепровье и Крым.
Южные огузы, жившие по реке Сырдарья, известные как сельджуки (от имени вождя Сельджука), вышли на историческую арену. Сначала они в 30-ых гг. XI века на вассальных условиях получили земли в Хорасане (центр. Иран), а затем молниеносно захватили почти весь Иран. Затем в ходе завоевательных походов – Азербайджан, Курдистан, византийскую Малую Азию, Армению, Багдад, Грузию, почти всю Среднюю Азию. Но в следующем же веке Государство
Сельджуков ожидал распад: объявили независимость Сирийский, Румский (Конийский), Керманский султанаты. После Крестовых походов отпала Палестина – всего
Сельджукия распалась на 10 эмиратов. К концу 12 века власть сельджуков сохранилась лишь в Малой Азии.
А вскоре в Малую Азию вторглись новые тюркские переселенцы –
огузские племена под предводительством Османа. Они смешались с сельджуками и подчинили их эмираты. В 1402 году в Малую Азию вторгся Тамерлан (Тимур-Ланг – «Тимур Хромой»). Оправившись после походов монголов, к концу века Турция овладела почти всем Балканским полуостровом и Приазовьем. Этому пытались помешать восточноевропейские феодалы, снарядившие в 1444 году Девятый крестовый поход, потерпевший поражение под Варной. Владения Византии постепенно сузились до побережья Мраморного моря и города Константинополь.
По имени Османа стали называть всю Турецкую
Империю и всех турков. В настоящее время
приставка "-осман" употребляется для
отличия жителей Турции от других этногрупп
(месхетинцев).
В 1453 году Константинополь пал. Город был переименован в Истанбул/Стамбул. Несмотря на то, что во многих учебниках выводят это название из греческого «is tin polin» (“у города”), «Истанбул» – это турецкая транскрипция названия «Сonstantin-polin». Собор Святой Софии был перестроен в мечеть Ая-Суфия. С 16 века Османия стала рассматриваться европейскими державами как полноправный участник политической жизни и серьёзный противник.
В 16–17 веках Османии принадлежали Северная Африка, Ближний Восток, Колхида, Приазовье, Балканы (за исключением Зеты–Черногории).
Более подробная история Турции здесь: Первая часть и Вторая часть.
•
Турецкий язык.
Русское |
Османлика |
Тюркче |
После провозглашения страны республикой были проведены две реформы языка. В 1928
элифба – персидский вариант арабского алфавита был заменен латинским, а в 1930-х годах состоялось упрощение и очищение языка: официальный османский/оттоманский язык (йени
османлика), насыщенный арабскими и персидскими словами, был заменен использовавшимся в обиходе народным языком (тюркче).
Интересный факт: в Османской империи
некоторое время использовался армянский
алфавит в варианте Ховсепа Вартана,
адаптированном для турецкого языка. Стоит заметить, что тюркче не был на тот момент единым языком, имелись три стилистические разновидности: - Фасих Тюркче (возвышенный) – язык поэзии и административных органов. - Орта Тюркче (срединный) – язык торговли и высших слоев общества. - Каба Тюркче (вульгарный) – язык низших слоев. В настоящее эти разновидности сливаются. |
необходимость |
vâcib |
zorunlu |
|
проблема |
müşkül |
sorun |
|
город
|
şehir |
kent |
|
треугольник |
müselles |
üçgen |
|
самолет |
tayyare |
uçak |
|
степень |
nispet |
oran |
|
north |
şimal |
kuzey |
|
октябрь |
Teşrini-evvel |
Ekim |
Девиз Мустафа
Кемаль Ата-Тюрка "Мир в доме, мир в мире"
на османлике звучит так "Yurtta
sulh, cihanda sulh", на тюркче – "Yurtta
barış, dünyada barış".
Стоит
отметить такую специфическую для всех
тюркских языков черту, как
Гармония
гласных.
Гласные заднего ряда (негубные – а,
заднее i, губные – о, u)
Гласные переднего ряда (негубные – е,
переднее i, губные – ö,
ü)
Гармония наблюдается в следующих переходах:
е/а, заднее i/переднее i, о/ö,
u/ü.
Имеют
место исключения (bugün
- сегодня).
Характеристика
турецкого языка (статья с Wikipedia)
Диалектное членение совр. турецкого языка основано на территориальных зонах, которые выделяются по ведущему городскому центру. При отсутствии разработанных критериев
выделения собственно диалекта предпочитается термин говор (группа говоров) [ağız (ağızlar)].
• Румелийский (балкано-турецкий, европейский) диалект:
-
фракийская (восточная) группа говоров
- македонская (западная) группа говоров
• Анатолийский диалект:
- понтийские (с.в.) говоры (ордусский,
карадениз/трабзонский, гиресунский, ризесский и др.)
- малоармянские (вост.) говоры
(карсский, элязыгский, эрзрумский и др.)
- киликийские (южные) говоры
(антальинский, аданасский, газиантепский и др.)
- лидийско-ликийские (ю.з.) говоры
(измирский, манисский, айдынский, денизлинский, муглинский и др.)
- фригийско-вифинийские (с.з.) говоры
(кастамонский, зонгулдакский, бартынский, чанкырынский и др.)
- каппадокийские (центр.) говоры
(афьонский, анкаринский, сивасский, мерсинский, коньянский и др.)
•
Киприотский диалект.
Отличия киприотского турецкого от
стамбульского:
-присутствие звуков, не имеющихся в
стамбульском.
-озвончение глухих (т>д, к>г, с>з) курт >
гурд.
-сохранение старого тюркского носового /н/
-оглушение звонкого /б/ (Кибрис-Киприз)
-переход ч>ш на конце слов.
-структурно киприотский диалект следует
формуле (глагол-объект), тогда как
большинство турецких диалектов
"Ты идешь в школу?"
Стамбульский "Okula gidecek misin?"
Киприотский "Gideyeng okula?"
• Другие диалекты: эдирне, догу (переходный
к азербайджанскому), эгейские, гюнейдогу,
караманлика (в Греции).
• Антропология турков. Специальных исследований расового состава Турции не велось, поэтому точных данных у меня нет. На основании же схем и в соответствии с методом аналогии, вырисовывается следующая картина. Жители европейской части Турции (Фракии), представляющие собой потомков фракийцев, не один раз сменивших язык и религию, относятся целиком к византийскому типу понтийской ветви (20 % всех турков). К этому же типу относятся жители западных областей азиатской Турции. Черепной указатель (80–82), средний рост (167 см), пигментация очень темная, развитый волосяной покров, нос прямой и выступающий, но спинка не выпуклая. Центральная Турция заселена представителями византийско-переднеазиатского микса (35 %). По описанию они очень похожи на греков (и, отчасти, на азербайджанцев), за исключением малых размеров головы. Этот тип часто именуется анатолийским у некоторых антропологов. Жители восточной Турции, относятся к брахикефальному переднеазиатскому типу (25 %). От чисто переднеазиатских народов (армян, курдов и евреев) турки отличаются более высоким ростом и меньшими размерами головы. Черепной индекс у турков такой же как у евреев (88+), но меньше, чем у армян (85–87). Пигментация очень темная. Нос длинный и выпуклый (но по размерам меньше, чем у других народов переднеазиатского типа). В районе города Конья (историческая область Лувия) живут прямые потомки тюркских переселенцев, они относятся к центрально-азиатскому расовому типу (20 %). В основном это этногруппы юрюков, тюркменов, карапапахов, абдинов.
|
||
Анатолийский тип |
||
<< этногруппа тахтаджи из Ликии (переднеазиатский тип, по Рипли) | ||
• Численность. |
•
Религии.ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ (турки
Ахыска)
Alexice Schneider/Алексис
Шнайдер
(c) 2003-2007
отзывы о коттеджах setl в тахко Солвекс .