# ТУРКИ и МАЛАЯ АЗИЯ #


ТУРКИ-ОСМАНЫ. 

Краткая история Турции.
Территорию полуострова Малая Азия можно считать «колыбелью» европейских и части азиатских языков. Здесь происходило развитие двух крупнейших языковых макросемей – ностратической и сино-кавказской. Более подробное внимание им я уделил в своей работе по этнографии Кавказа.
В Малой Азии также происходило формирование понтийской расовой ветви
, к которой относятся народы, живущие вокруг Черного моря.

«Западные сино-кавказцы были предками бурушаски, басков и хатто-хурритов. Предки басков мигрировали в Западную Европу в 8 тыс. до н.э. через Северную Африку. Протобаски и родственные им народы жили в Испании, Франции, Италии, на Британских островах вместе с палеолитическими обитателями этого региона. Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в 5-4 тыс. до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло. Хатты жили на севере Малой Азии, черноморском побережье Кавказа, возможно, на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). Древнейшие города-государства хаттов возникли в III-II тыс. до н.э. (Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Каниш, Анитту) на востоке Малой Азии и были захвачены индоевропейскими народами анатолийской группы во II-I тыс. до н.э., которые объединили хаттские города в единое государство.
От алародийского массива в IV-III тыс. до н.э. отделилось несколько групп. Одна из них двинулась на запад Малой Азии (карийцы, троянцы, лелеги), на острова Эгейского моря (лемноссцы/синтии, лесбийцы, крито-микенцы, протокиприоты, филистимляне), на Балканы и Апеннины (реты, пеласги, тирренцы). Этруски являлись потомками троянцев, изгнанных в 1240 г. до н.э. греками. Другая заселила горные районы Северного Кавказа, смешавшись с палеолитическим населением – предки нахско-дагестанских народов. Жители Малого Кавказа и Армянского нагорья делились на два родственных народа: урартов  (язык был единым и не имел диалектного членения) и хурритов (6 диалектов). На языке близком урартскому говорили в городе Угарит и в государстве Митанни. Впоследствии Митанни было захвачено индоарийцами, а Угарит – семитами.
По поводу принадлежности бурушаски к западным или восточным сино-кавказцам идут споры, но известно лишь, что они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами. Иногда бурушаски группируются с кетами в карасукскую семью. Принадлежность исчезнувших языков Индии (кусунда, нахали, прото-тару, прото-катманду, прото-нилгири, прото-дхимал/киринти) к сино-кавказской макросемье весьма спорно. Эти языки имеют много большего с веддоидными, андаманскими и языками папуа, входящими в индо-тихоокеанскую макросемью. Из общих черт можно отметить удвоенные согласные почти в каждом слове (это т.ж. характерно для южных дравидских языков, возникших на подобном субстрате). Устоявшееся отнесение нахали к языкам мунда, базируется на том, что сейчас немногие выжившие нахали говорят на языке австроазиатской семьи. Кусунда полностью перешли на гималайский язык китайско-тибетской семьи. Однако полностью исключить былое присутствие в Центральной Индии сино-кавказских языков нельзя. Обособление хаттов от хурритов было настолько велико, что при изучении генетических связей было обнаружено, что хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. В свою очередь, наблюдаются чёткие схождения нахско-дагестанских языков с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а т.ж. точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро)семьи. Язык хаттов являлся, к тому же, связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (в ч. картвельской группой). Характерной чертой древних сино-кавказских языков (вкл. баскский и, отдалённо родственный сино-кавказской макросемье, шумерский язык) является их эргативно-агглютинативный типологический строй».


(Карта исторических областей Малой Азии)                Анатолийские индоевропейские языки

Самые древние археологические памятники Малой Азии относятся к периоду 8 тыс. до н.э., но документальная история начинается с 3000 г. до н.э. с города Троя. На юго-востоке, у истоков Тигра и Ефрата жили хурритские народы, северней – хатты (левкосирийцы, каппадокийцы). С 18 по 7 вв. до н.э. существовало государство Хеттия, образованное на хаттском субстрате индоевропейскими племенами культуры Чернавода. В Хеттии существовало матрилинейное правление – наследником становился сын сестры. Убийца, в соответствии с лояльными законами, мог отделаться тем, что хоронил убитого за свой счёт, и выделял пострадавшей стороне 4 рабов или членов семьи.
Население запада полуострова – карийцы относились к реэмигрантам с Балкан, лидийцы, троянцы и ликийцы – местное хурритское население, родственное этрускам. Лидийцы первыми в мире начали чеканить золотые монеты.
В 9 веке до н.э. возникло государство Урарту, которое в 612 году было завоевано фригийскими племенами и преобразовано в Армению. Фригийские переселенцы были немногочисленны и смешались с местным населением, которое сохранило свой антропологический облик, но сменило свой хурритский язык на перспективный фригийский (в будущем – армянский), который позволял свободнее общаться с Европой.
В конце I тыс. до н.э. с.з. Малой Азии и прилегающие области Балкан находились во власти фригийцев. Фригия была довольно мощным государством и оставило свой след в античной истории. Образованное в 800 г. до н.э. Гордием, государство достигло расцвета при его внуке Мидасе, прославившемся своей жадностью. В 636 году Фригия была разгромлена киммерийцами, а в 546 году до н.э. вошла в состав Мидии. Фригийцы сохраняли свой язык приблизительно до 4 в. н.э., пока окончательно не был вытеснен греческим.
С
546 до 333 г. вся Малая Азия была во власти Персии. В середине 300-х годов Александр Македонский отвоевал её у Персии и включил в состав своей Империи.
В
278 г. до н.э. галаты (ветвь племени галлов) переправились сюда из Европы и заняли центр полуострова, где образовали государство Галатия, завоеванное римлянами в 25 г. до н.э.
По
смерти Александра Македонского М. Азия долгое время была предметом споров между местными племенами, пока она не была признана принадлежащей персидскому царю Селевку (306 – 281), кроме Вифинии и Пергама. В 190 г. битва при Магнезии заставила Антиоха III признать верховенство римлян и передать значительную часть азиатских владений Евмену Пергамскому. В 133 г. на развалинах Пергамского царства была организована т.н. провинция Азия, к которой полвека спустя присоединена Вифиния. В 1 в. усилился Понт, но, после долгих войн с Митридатом, в 65 г. он был обращен в римскую провинцию. Галатия покорена в 25 г. до н.э.; несколько лет спустя к ней были присоединены Понт Галатский и Пафлагония. Каппадокия сделана провинцией в 18 г. до н.э., Киликияв 102 г. до н.э., Ликия и Памфилияв 103 г.
В
5 в. н.э. малоазийские провинции Рима становятся частью Византийской империи. Местные языки (как индоевропейские, так и нет) начинают вытесняться греческими диалектами.
Название
«Малая Азия» существует с 410 года, когда вышел очерк Орозия Испанского об истории христианства. Термин «Анатолия» был употреблен впервые Константином Багрянородным в 10 веке н.э. «Левантом» полуостров Малая Азия и весь Ближний Восток стали называть только в 19 веке. До Орозия этот регион назывался «Asia h entoV AluoV» (Геродот и Страбон), «Asia h entoVtou Touron» (Страбон), «Asia h entoV AluoV kai tou Touron» (Страбон).
В 8 веке Малая Азия попадает под арабское владычество, а затем – под огузское.

Первоначально огузские племена
(союз Ок-Тугра-Огуз) жили на озере Иссык-куль. В 8 в. н.э. они были вытеснены карлукскими племенами, пришедшими из с.з. Китая. Новым местом обитания огузов стала территория вокруг Аральского моря, где они постоянно конфликтовали с родственными им печенегами. В то время ещё не существовало более-менее четкого членения тюркских языков на группы (не существует его и теперь – родство тюркских языков превосходит аналогичные показатели других языковых групп). К югу от Арала сложилась однородная огузская этническая общность, скрепленная единым самосознанием. В неё также вошли тюркизированные сарматы, племена Иртыша и Алтая, разрозненные племена карлуков и кыпчаков, наиболее крупными из них были чигили, ябоу, баджгард, нухарда, баджны, баюндуры, имуры, кан, халаджи, джагра, чаруки. Впоследствии общность была реорганизована. Появилось деление на правое (чистокровно тюркское) крылобузук и левое (ассимилированное) учук, которые состояли из 24 племен (кынык, кайыг, баюндур, йива, салур, афшар, бектили, букдуз, баят, язгыр, имур, карабулак, алкабулак, игдыр, урегир, тутырка, улайондулуг, тюгер, джебни, беджене, джувулдар, джаруклуг). Выделялись знатные роды – уруги.
С 9 века северные огузы
известны в русских летописях, как торки и берендеинаселение южного Урало-Поволжья. В 11 веке они были вытеснены кыпчаками и изгнаны в Приднепровье и Крым.
Южные огузы
, жившие по реке Сырдарья, известные как сельджуки (от имени вождя Сельджука), вышли на историческую арену. Сначала они в 30-ых гг. XI века на вассальных условиях получили земли в Хорасане (центр. Иран), а затем молниеносно захватили почти весь Иран. Затем в ходе завоевательных походов – Азербайджан, Курдистан, византийскую Малую Азию, Армению, Багдад, Грузию, почти всю Среднюю Азию. Но в следующем же веке Государство Сельджуков ожидал распад: объявили независимость Сирийский, Румский (Конийский), Керманский султанаты. После Крестовых походов отпала Палестина – всего Сельджукия распалась на 10 эмиратов. К концу 12 века власть сельджуков сохранилась лишь в Малой Азии.
А вскоре в Малую Азию вторглись новые тюркские переселенцы – огузские племена под предводительством Османа. Они смешались с сельджуками и подчинили их эмираты. В 1402 году в Малую Азию вторгся Тамерлан
(Тимур-Ланг – «Тимур Хромой»). Оправившись после походов монголов, к концу века Турция овладела почти всем Балканским полуостровом и Приазовьем. Этому пытались помешать восточноевропейские феодалы, снарядившие в 1444 году Девятый крестовый поход, потерпевший поражение под Варной. Владения Византии постепенно сузились до побережья Мраморного моря и города Константинополь.
По имени Османа стали называть всю Турецкую Империю и всех турков. В настоящее время приставка "-осман" употребляется для отличия жителей Турции от других этногрупп (месхетинцев).
В 1453 году Константинополь
пал. Город был переименован в Истанбул/Стамбул. Несмотря на то, что во многих учебниках выводят это название из греческого «is tin polin» (“у города”), «Истанбул» – это турецкая транскрипция названия «Сonstantin-polin». Собор Святой Софии был перестроен в мечеть Ая-Суфия. С 16 века Османия стала рассматриваться европейскими державами как полноправный участник политической жизни и серьёзный противник.
В 16–17 веках Османии принадлежали Северная Африка, Ближний Восток, Колхида, Приазовье, Балканы (за исключением Зеты–Черногории).

Более подробная история Турции здесь: Первая часть и Вторая часть.

Турецкий язык.
Различают три периода турецкого языка:
- Эски Османлика (старотурецкий) – до 16 века. Близок староанатолийскому языку Сельджукского государства.
- Орта Османлика (среднетурецкий) – с 16 века по 1850 г..
- Йени Османлика (новый) – с 1850 по 1930-е годы.

Русское

Османлика

Тюркче

После провозглашения страны республикой были проведены две реформы языка. В 1928 элифба – персидский вариант арабского алфавита был заменен латинским, а в 1930-х годах состоялось упрощение и очищение языка: официальный османский/оттоманский язык (йени османлика), насыщенный арабскими и персидскими словами, был заменен использовавшимся в обиходе народным языком (тюркче). Интересный факт: в Османской империи некоторое время использовался армянский алфавит в варианте Ховсепа Вартана, адаптированном для турецкого языка.
Стоит заметить, что тюркче не был на тот момент единым языком, имелись три стилистические разновидности:
- Фасих Тюркче (возвышенный) – язык поэзии и административных органов.
- Орта Тюркче (срединный) – язык торговли и высших слоев общества.
- Каба Тюркче (вульгарный) – язык низших слоев. 
В настоящее эти разновидности сливаются.

необходимость

vâcib

zorunlu

проблема

müşkül

sorun

город

şehir

kent

треугольник

müselles

üçgen

самолет

tayyare

uçak

степень

nispet

oran

north

şimal

kuzey

октябрь

Teşrini-evvel

Ekim

Девиз Мустафа Кемаль Ата-Тюрка "Мир в доме, мир в мире" на османлике звучит так "Yurtta sulh, cihanda sulh", на тюркче – "Yurtta barış, dünyada barış".
Стоит отметить такую специфическую для всех тюркских языков черту, как Гармония гласных.
    Гласные заднего ряда (негубные – а, заднее i, губные – о, u)
    Гласные переднего ряда (негубные – е, переднее i, губные – ö, ü)
    Гармония наблюдается в следующих переходах: е/а, заднее i/переднее i, о/ö, u/ü.
        Имеют место исключения (bugün
- сегодня).

Характеристика турецкого языка (статья с Wikipedia)

Диалектное членение совр. турецкого языка основано на территориальных зонах, которые выделяются по ведущему городскому центру. При отсутствии разработанных критериев выделения собственно диалекта предпочитается термин говор (группа говоров) [a
ğız (ağızlar)].

Румелийский (балкано-турецкий, европейский) диалект:
    - фракийская (восточная) группа говоров
    - македонская (западная) группа говоров
Анатолийский диалект:
    - понтийские (с.в.) говоры (ордусский, карадениз/трабзонский, гиресунский, ризесский и др.)
    - малоармянские (вост.) говоры (карсский, элязыгский, эрзрумский и др.)
    - киликийские (южные) говоры (антальинский, аданасский, газиантепский и др.)
    - лидийско-ликийские (ю.з.) говоры (измирский, манисский, айдынский, денизлинский, муглинский и др.)
    - фригийско-вифинийские (с.з.) говоры (кастамонский, зонгулдакский, бартынский, чанкырынский и др.)
    - каппадокийские (центр.) говоры (афьонский, анкаринский, сивасский, мерсинский, коньянский и др.)
Киприотский диалект.
    Отличия киприотского турецкого от стамбульского:

        -присутствие звуков, не имеющихся в стамбульском.

        -озвончение глухих (т>д, к>г, с>з) курт > гурд.

        -сохранение старого тюркского носового /н/

        -оглушение звонкого /б/ (Кибрис-Киприз)

        -переход ч>ш на конце слов.

        -структурно киприотский диалект следует формуле (глагол-объект), тогда как большинство турецких диалектов (объект-глагол

            "Ты идешь в школу?"
                Стамбульский "Okula gidecek misin?" 
                Киприотский "Gideyeng okula?"

Другие диалекты: эдирне, догу (переходный к азербайджанскому), эгейские, гюнейдогу, караманлика (в Греции).

 

• Антропология турков.
Специальных исследований расового состава Турции не велось, поэтому точных данных у меня нет. На основании же схем и в соответствии с методом аналогии, вырисовывается следующая картина. 
Жители европейской части Турции (Фракии), представляющие собой потомков фракийцев, не один раз сменивших язык и религию, относятся целиком к византийскому типу понтийской ветви (20 % всех турков). К этому же типу относятся жители западных областей азиатской Турции. Черепной указатель (80–82), средний рост (167 см), пигментация очень темная, развитый волосяной покров, нос прямой и выступающий, но спинка не выпуклая.
Центральная Турция заселена представителями византийско-переднеазиатского микса (35 %). По описанию они очень похожи на греков (и, отчасти, на азербайджанцев), за исключением малых размеров головы. Этот тип часто именуется анатолийским у некоторых антропологов.
Жители восточной Турции, относятся к брахикефальному
переднеазиатскому типу (25 %). От чисто переднеазиатских народов (армян, курдов и евреев) турки отличаются более высоким ростом и меньшими размерами головы. Черепной индекс у турков такой же как у евреев (88+), но меньше, чем у армян (85–87). Пигментация очень темная. Нос длинный и выпуклый (но по размерам меньше, чем у других народов переднеазиатского типа).
В районе города Конья (историческая область Лувия) живут прямые потомки тюркских переселенцев, они относятся к центрально-азиатскому расовому типу (20 %). В основном это этногруппы юрюков, тюркменов, карапапахов, абдинов.

 

Анатолийский тип

   << этногруппа тахтаджи из Ликии (переднеазиатский тип, по Рипли)
 

• Численность.
Общее число говорящих на турецком около 45 млн. чел. Распространён язык в Турции, сев. части о-ва Кипр, а также в Сирии, Ираке, Ливане, Болгарии, Греции, Румынии и др. странах. Общая численность жителей Турции (2002 год) – 68, 5 тыс. чел. Это (по количеству): турки, курды, арабы, черкесы, греки, армяне, грузины, лазы, евреи. Национальная принадлежность определяется по языку (в случае мусульманских народов, грузин и греков), по религии (армяне и евреи).

Религии.
Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал значиться государственной религией, 99% населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.
Позиции ислама в западной и европейской части Турции слабы, однако центральная часть является очень догматичной в вопросах ислама. В некоторых горных районах соблюдается обряд «женского обрезания», культурной нормой является жестокое обращение с женщинами.
В Стамбуле находится резиденция Вселенского патриарха, который признается главой Константинопольской православной церкви (восточного обряда) и верховным патриархом всех православных церквей мира. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь – архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь – викарием Мардина. Экзархом Римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула
.


ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ (турки Ахыска)
Этническая группа турок-месхетинцев, проживающих в настоящее время на Кубани и в США, частью идентифицируют себя с турками, а частью – с грузинами, принявшими ислам после захвата Месхетии Османской империей в 16 веке. В 1944 году в "целях усиления безопасности границ", из-за возможности выступления Турции на стороне фашистской Германии, 100 тысяч турков-месхетинцев и проживающих вместе с ними турков, армян-хемшинов, часть лазов, азербайджанцев и курдов были депортированы в Узбекистан. В 1956 году они, в отличие от большинства других репрессированных народов, не получили право вернуться на родину. Это было связано с тем, что после войны Месхетия и Джавахетия стали заселяться армянами и возвращать туда турков было просто опасно. В 70-ые годы турки-месхетинцы небольшими группами стали мигрировать на Северный Кавказ. После конфликта начала 90-ых в Фергане, они были вынуждены полностью перебраться на Дон и Кубань. В Краснодарском крае турки-месхетинцы явно подвергаются различным формам сегрегации и дискриминации.
В духовной и материальной культуре турки-месхетинцы сочетают элементы грузинской и турецкой культур. Разговорным языком является один из малоармянских говоров турецкого языка. Антропологически являются представителями переднеазиатского расового типа.
Численность около 200 тысяч, но это приблизительные данные, так как многие турки-месхетинцы называют себя при опросах либо грузинами, либо просто турками. Верующие – мусульмане-сунниты.


Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
 (c) 2003-2007
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

 

отзывы о коттеджах setl в тахко Солвекс .
Hosted by uCoz