1.) Адыго-абхазская (ашуйская) группа.

Абхазско-абазинская ветвь Убыхско-касогская ветвь
§ абхазский язык § абазинские языки § касогский языковый континуум

¤ восточные диалекты
  • самурзаканский (чхуартал) д.
  • абжуйский литературный д.
    - джигардинский говор
    - атарский говор
    - поквешский говор
 †• верхне-кодорский диалект:
    - цебельдинский г.
    - дальский г.
  • сухумский (гумский, гудоут, абжяквинский)

¤ западный диалект
  • бзыбский д.
    - калдахуарский (отхарский) г.
    - лыхненский г.
    - аасуйский г.

¤ Садзский (южно-абазинский язык):
   • садзский (джихский, приморский) д.
     - говоры:
цандрыпш, кечба, аребда
   • горно-южно-абазинский
       (медовеевский, медозюйский) д.
     - говор чуа
     - говор псху
     - говор чужи
     - говор чужгуча
     - говор ачипсоу
     - говор аибга

¤ Абазинский (северо-абазинский,
            ?безшагский?) язык:
   • литературный диалект
   • диалект тапанта (басхогский,
     алты-кесекский, бешкесекский)
     - кубино-эльбурганский говор
     - красновосточный (глымвокт) г.
   • диалект ашхарауа (шкараот)
     - кувинский г.
     - апсуйский говор

 

 

 

 


¤ Адыгский язык:
   • литературный диалект
   • шапсугский диалект:
     - прикубанский (северный) говор
     - приморский (южный) г.
     - псеушхинский г.
     - хакучинский г.
   • бжедугский диалект
     - хамышеевский г.
     - черченеевский г.
   • темиргоевский
           (чемгуйский) диалект
   • абадзехский диалект
   • диалекты, исчезнувшие в 19 веке:
     - жанеевский д.
     - натухаевский д.
     - егерукаевский д.
     - мамхегский д.
     - махошевский д.

¤ Кабардино-черкесский язык
   • кабардинский д.
      - литературный г.
      - баксанский г.
      - терский г.
      - малкинский г.
    • моздокский д.
    • черкесский д.
      - литературный г.
      - хабезский г.
      - абазактский г.
      - псоче-дахе г.
      - эрсакон г.
      - первомайско-подкумский г.
    • кубанский д.
    • бесленеевский диалект-язык

 

убыхи (апёх)

• приморско-убыхский диалект: субешхский г., говор хизе (хобза, пшогия), 
  варданский г., говор псахе (мамай, чизма), говор саше (сачва, сашсё), 
  хамышский (хостинский) г.
• горно-убыхский диалект

 

 

 

 

Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э. 
[Ашэуа – абхазское название абазин].
Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и, возможно, колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка (после распада хатто-хурритского единства) охватывают период с середины
III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились киммерийские народы (но скорее всего, в языковом плане они были сильно смешаны с индоевропейцами, в частности фракийцами, и многие современные ученые рассматривают их как часть фракийцев или даже арийцев, но по происхождению они были северо-кавказцы) – тавры (Крым), меоты (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. Часто упоминаемые вместе с меотами таны были сарматского происхождения.
“У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…”
(Страбон).
Хатто-ашуйцы (переднеазиатский расовый тип) изначально жили на севере Малой Азии, и, безусловно, на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского, и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и отчасти переднеазиатские черты. Кубанский тип оформился позднее, впитав в себя кавкасионские элементы. Стоит заметить, что к приходу на Кубань праадыго-абхазов из Причерноморья, Кубань была заселена. В горных районах жили народы западной ветви нахско-дагестанской группы, а на побережье (антропологические предки западных адыгов и убыхов), вероятно, либо потомки немногочисленных хаттских поселенцев переднеазиатского типа, либо семитов, составлявших часть майкопской культуры.
Распад праашуйского языка начался в начале
I тыс. до н.э., когда определились две основные группы, разделенные Скалистыми горами: убыхско-касогская и абхазско-абазинская. Разделение касогов и убыхов произошло в 400 г. до н.э. Оформление языков в современном состоянии произошло к 18 в. 
Долгое время среди адыго-абхазских народов был распространен культ хаттской богини Ма.

К адыго-абхазской языковой общности сегодня можно отнести 10 живых этнических единиц (адыги-темиргоевцы, шапсуги, бжедуги, абадзехи, натухаевцы, черкесы, кабардинцы, асадзуа, абазины, абхазы) и один вымерший этнос убыхов. 

Распространение майкопской культуры в 3-2 тыс. до н.э.


Антропология:
абхазы, абазины –  колхидский тип понтийской ветви.
адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
западные адыги, часть абхазов – юго-западный тип понтийской ветви.
• кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.
незначительные горные группы абхазов – южный кластер кавкасионского типа, близкий типу сванов

Характеристика языков:
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.

Абхазы (апсуа):

История:

Абхазский этнос сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составили древние ашуйские племена абешла (апсилов), касков (кашков), абазгов, санигов. От этнонима «кашк» произошло наименование «касог»: каск – кашк – кашаг (картвельская транскрипция) – касог. Этноним «абешла» предшествует «апсуа»: абешла – абсиле (латин.) – апсилай (греч.) – апшуа – апсуа.
Где «апс» (абеш)«душа», а “-уа” – окончание множественного числа.

Одно из древнеабхазских племен (абешла) упоминается впервые в 12 в. до н.э. у ассирийцев. В 7-6 вв. до н.э. небольшая часть скифов осела на Черноморском побережье и смешалась с местным населением. В 6 в. до н.э. абхазское побережье попало в сферу влияния Греции. К началу н.э. налаживаются отношения с римлянами. Образуются первые государства: Абазгия, Апсилия, Санигия и Мисиминия (?). В период со 2 по 7 вв. н.э. эти государства развиваются в рамках Цебельдинкой культуры. 
К 8 в. н.э. появляется единое самосознание, выразившееся в образовании Царства Абхазия. Точнее, объединением абхазских государств под крылом Абазгии. Слово «абхаз» представляет грузинскую транскрипцию этнонима «абазг». Первым царем был Леон II, внук хазарского кагана. К 10 веку для отражения арабских атак, Абхазия объединилась с Аланией и сыграла значительную роль в христианизации Северного Кавказа. 
В 9 в. Багратом III было образовано Царство Абхазов и Картвелов, которое распалось в 13 веке.
В 13-15 вв. Абхазия являлась генуэзской колонией. В 16-18 вв. – провинцией Турции. В конце 18 века Абхазия была независима и владела значительными территориями на побережье.
В 1810 году Российская империя захватила Абхазию и разрушила крепость Сухум-Кале. Однако до 1864 года абхазские князья Чачба-Шервашидзе сохраняли автономию, после – до 1917 года Абхазия была "Сухумским округом". За период существования "Сухумского округа" доля этнических абхазов снизилась до 50 % (!). А в результате нескольких жестоко подавленных восстаний много абхазов-мусульман стало "махаджирами" (беженцами – в основном в Турцию и Ливан).
В 1918 году Абхазия стала частью Горской Северо-Кавказской Советской Республики. Через несколько месяцев буржуазная Демократическая Республика Грузия при поддержке Германии (в рамках Первой мировой войны) захватила абхазскую часть Горской республики. В 1921 году Советы свергнули буржуазное правительство в
Грузии, Абхазия получила полную независимость (она около года не входила ни в состав Грузии, ни в состав СССР). В конце 1921 года была образована Абхазская ССР. В 1922 году был заключен договор "особый союзный договор" с Грузинской ССР. В 1931 году АбССР превратилась в Аб АССР. 1936 году погиб глава Абхазии Нестор Лакоба и республика перешла в негласное ведение уроженца города Сухуми – Л. Берии. До 1953 года Абхазия подвергалась тотальным репрессиям и грузинизации. Доля абхазов снизилась до 40 %. В послесталинские годы проходили чуть ли не ежегодные митинги с требованиями о выходе из состава ГрССР. В 1990 году Абхазия заявила о госсуверенитете, что означало негласный выход из состава СССР. В 1992 году сталинско-националистическая политика Звиада Гамсахурдии привела к войне 1992-93 гг., тотальным разрушениям и массе беженцев (значительная часть беженцев впоследствие вернулась в Гальский район Абхазии). В 1993 году грузинские войска были отброшены. Утвердились гимн, герб, флаг. Национальная валюта – россйский рубль. Столица Сухуми была переименована в Сухум (несмотря на то, что абхазское название этого города – Акуа). 
В 2008 году Россия и некоторые другие страны признали Абхазию, как субъект международного права, но фактически Абхазия (как и Южная Осетия) стала субъектом РФ.

Нельзя уйти от политики и отметить "черный факт в современной истории Абхазии". Должность зам. министра обороны и советника президента в 1992-93 гг. занимал Шамиль Басаев, женатый ко всему прочему на племяннице Владислава Ардзинбы (глава Абхазии в начале 90-ых). Его приближенным лицом был Руслан Гелаев. Эти "одиозные" полевые командиры возглавляли абхазскую армию, пополненную добровольцами из Чечни и других регионов, и в результате нанесли Грузии ощутимое поражение. За подвиги они были награждены орденами Дружбы и получили статус "национальных героев". После войны и получения формальной независимости, был сформирован "абхазский батальон" (в основном, чеченцы, получившие боевое крещение в Абхазии) и Басаев отправился в Чечню "получать независимость" для "своей республики", "бороться с советским прошлым" (которое уже было отчасти повержено га границе с Грузией). Чеченские боевики получали убежище в горах Абхазии на протяжении многих лет (с ведома или без ведома властей). 

Религия:

Консолидация ашуйских народов связана с принятием в 3 в. н.э. христианства, которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих жертвоприношений. Первую проповедь произнесли Андрей Первозваный и Симон Кананит в городе Питиунт (Пицунда). В период Абхазско-Грузинского Царства абхазское православие сблизилось с грузинским и приобрело общие черты. Ислам получил распространение в эпоху турецкого владычества в 16-18 вв. Сторонники ислама были ярыми борцами с Российской империей. 
Сейчас большинство абхазов исповедуют православие (Абхазская Автокефальная церковь?). Мусульмане-сунниты (35 % населения республики Абхазия и до 50 % этнических абхазов /?/), в основном, бзыбцы и самурзаканцы. 

Этнические группы и диалекты:

Абхазы делятся до сих пор на несколько территориальных этногрупп: бзыбь (бзып), гудаут (гудоут), дал, цабал (цебельда), абжуа, самурзакан (“са-” – притяжательный падеж от “сара”–«я»; Мурза-хан – имя одного из правителей), псхувы (говорят на южно-абазинском языке).
Абхазский язык подразделяется на две группы диалектов, в одну (восточную) входят: исчезнувший верхне-кодорский, абжуйский, самурзаканский, сухумский диалекты, во вторую (западную), близкий южно-абазинскому языку – бзыбский. Основой литературного языка является абжуйский говор.

В Средние века у абхазов выделялось 5 сословий: тавад (князь), амиста (дворянин), ашнахмуа (телохранитель), анхао (крестьянин), агруа (раб). 

Характерные окончания фамилий-ба (Чанба, Ардзинба), -аа (Ашхараа), -иа/-ия (Гулиа)

• Окончание “-ба” является видоизменённым абхазским словом "ипа"«его сын». Например, Агрба изначально звучало как Агыруа-ипа«сын мегрела». Женские формы абхазских фамилий произносятся отлично от мужских. /муж. Тар-ипа – жен. Тар-пха/. По новым правилам “-ипа” и “-пха” заменяются на “-ба”
В случае с абхазированными мегрельскими фамилиями, окончания “-ипа” и “-пха” заменяются и прибавляются к цельной фамилии. Например, муж. Берулава-ипа – жен. Берулава-пха. Но эта фамилия по-абхазски произносится редуцированно – как Бырулаа.

Мегрельские фамилии стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами был ассимилирован Самурзакан (Гальский район Абхазии). Начали появлялись такие "мегрельские" фамилии, как Эшбая (от абх. Эшба), Килбая (от Килба), Эмухвари (от Аимхаа, Эмхаа), Дзяпшискуа (от Дзяпш-ипа), Маршания (от Амарщан), Тарбая (от Тарба), Зухбая (от Зухба), Шакирбая (от Шакрыл) и т.д. 
• "-аа" означает "люди, народ" или является редуцированной формой мегрельского окончания "-ава".
• Редкое окончание "-пш" (Сегрей Багапш).
• Собственно мегрельские фамилии появились у абхазов со вступлением в состав России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали паству, давая им удобные фамилии. Большинство обладателей мегрельских фамилий среди абхазов, помнят свои старые абхазские фамилии. Так, например, абхазы с фамилией Дзидзария имеют исконную фамилию Лажв-ипа. В переводе с абхазского означает "дети кобеля" и используется редко. 
• “-уа”
в абхазском языке является суффиксом множественного числа, поэтому фамилии с таким окончанием часто считаются этимологически абхазскими, но могут иметь мегрельское происхождение.
Профессор Т. Мибчуани насчитывает порядка 450 фамильных единиц, из них:
    а) грузинизированные, в ч. мегрелизированные фамилии (из них половина имеет абхазские корни) составляют 80 % (и определить кому она принадлежит – 
       абхазу или мегрелу – почти невозможно)
    б) чисто абхазские и северо-кавказские фамилии – 13 %
    в) иное происхождение – 7 %
"
Чисто абхазские" фамилии: оканчиваются
на “-ба” (этнические абхазы), на “-аа”/-"иа"/"-ия" (абхазированные мегрелы и мегрелизированные абхазы), Смыр,  Бгуец,  Барциц, Инал-Ипа, Кове, Киут, Лакербай, Мантой (абх. евреи), Патейпа, Симсим, Тапанц, Таркил, Шакрыл, Шуген, Чукбарь, Хашиг, Эник, Аджинджал и др. 

Численность: 64 тыс. – 115 тыс. человек в Абхазии (Апсны«Страна души»).

* * *

Абазины (абаза и асадзуа):
Произошли от этнической общности абазгов, бывших частью абхазо-абазинского протоэтноса, впервые упоминавшихся во 2 в. у Арриана и Геродота. Тогда абазги населяли центральную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой абхазо-абазинский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно – Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия). 
В период Абхазского царства наметилось образование двух диалектных зон – апсильской и абазго-санигской.

В XIV веке абазины занимали территорию между реками Бзыбь и Туапсе. В период распада Абхазо-Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, отдаленно родственными им по языку. В ходе этно-исторического развития 
(а) часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка), 
(б) другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»: бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.), 
(в) третья – образовала самостоятельные этносы абаза (абазинов) и асадзуа.

Средневековые турецкие, частично западноевропейские, источники используют термин «Бескесск-абаза» («пятидольная абаза»), объединяя им этнические группы абазин-тапанта: Дударук, Лоу,
Биберд, Клыч, Кячь, Джантемир (не имели своей "доли"), а также термин «Алтыкесек-абаза» («шестидольная абаза»), к которой относились абазины-ашхарауа: Башил-Бай, Баг, Баракай, Кизилбек, Там, Чагарай.
В объяснении к карте Кабарды 1744 г. «алтыкесек-абаза» разделены на Нижние или Танбиюки, Средние, Екепцацкие, Верхние. По данным этой карты Нижние Абазины (они же танбиюки или тамбиюки) в количестве 15 селений жили на р. Куме (это были в основном лоовцы и бибердовцы). Средние абазины имели 30 сел. и располагались в верховьях Кумы. В составе Средней Абазы были лоовцы, дударуковцы, кячевцы, клычевцы, которые так же, как экепацкие абазины, в 1753 г. были переведены на р. Зеленчук. В верховьях Кумы находилась Верх. Абаза, так же переведенная на Зеленчук. По правому берегу р. Малка до 1743 г. располагалось сел. Бабукова.
Абазины, жившие на склонах Абхазии (асадзуа) в нач. XIX в. включали медовеевцев, в состав которых входили горные общества Псху, Ахчипсы, Аибга, а также прибрежные общества Цандрыпш, Кечба, Аребда.

Уже к XVIII в. все группы абазин – тапанта и шкарауа обосновались на землях Сев. Каваза. В 60-х гг. XIX в. было завершено переселение абазин из горных р-нов в предгорные и равнинные. При переселении жителей из горных р-нов на равнину искусственно создавались укрупненные аулы. Так, в результате переселений в 1860—70-е гг. были основаны абаз. аулы Дударуковский (1830), Бибердовский (1869), Лоовско-Зеленчукский (1859), Егибоховский (1862), Клычевский (1869), Кумско-Абазинский (1865), Лоовско-Кубанский (1863), Шахгиреевский (1863), Кувинский (1866). В сер. 1920-х гг. в связи с тем, что назв. абаз. аулов в основном были связаны с фамилиями князей, было решено их переименовать: бывшее сел. Дударуковское стало Псыж, Бибердовское — Эльбурган, Лоовско-Зеленчукское — Инжигчукун, Егибоковский — Абазакт, Клычевский — Псаучье-Дахе, Кумско-Абазинский — Красный Восток, Лоовско-Кубанский — Кубина, Шахгиреевский — Апсуа, Кувинский — Старо-Кувинск. Возникли новые населенные пункты, отпочковавшиеся от крупных аулов: из а. Старо-Кувинск выделился Ново-Кувинск, из Эльбургана — Тапанта и Абаза-Хабль, из Инжигчукуна — Малоабазинск, из Кубины — Кара-Паго, из Красного Востока — Койдан.
В
XIX веке часть абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний Восток.

В настоящее время абазинами считают две этнические
группы, имеющие неоднозначное общее самосознание и проживающие: одна – в Абхазии (асадзуа/садзы), другая – в Карачаево-Черкессии (собственно, абазины). Северо-абазинский язык впитал много адыгских элементом, тогда как асадзуа стоит ближе к абхазскому.
Асадзуа, говорящие на садзском (южно-абазинском языке) часто считают себя абхазами и описываются в литературе, как этногруппы абхазского народа, их язык является переходным между диалектами ашхарауа северо-абазинского языка и бзыбским диалектом абхазского. О диалектах и говорах – в таблице.
Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка. 

У северных абазин выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты, апсуа, кувинцы), говорящие на диалекте ашхарауа (шхарауа, шкараот) и тапанта (кубино-эльбурганский и псыж-красновостокский говоры)

Кубино-эльбурганский говор – основа общего литературного абазинского языка. 

В настоящее время Аабазины компактно живут на территории Карачаево-Черкесской Республики в тринадцати селениях: Красный Восток, Кайдан, Кубина, Кара-Паго, Псыж, Эльбурган, Инжигчукун, Тапанта, Абазахабль, Малоабазинск, Старокувинск, Новокувинск, Апсуа. Кроме того, абазины составляют основу населения аулов Псаучье-Дахе, Абазакт, а также значительную часть населения аула Хумара. Дисперсно живут в других селениях и городах республики, а также в Кабарде и Адыгее. 

Численность – 36,6 тыс. чел. (2002), в т.ч. в Карачаево-Черкесии – 32,3 тыс.чел. Потомки абазинских махаджиров (переселенцев) живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Египте, Болгарии и др.

Религия. По большей части исповедуют ислам суннитского толка. 

* * *

Убыхи (апёх, пэху, асадзуа, уббух, брухи):
Промежуточный (в лингвистическом плане) этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён – гуайя <роды Керзедж, Куйцук, Хатираме, Бирдж, Черч> и пэху). В 19 веке турецкие источники  называют их суачалилер (жители Сочи). 
В верховьях рек Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша
Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе. 
В результате Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли – это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией "Геноцида Кавказских народов". В 1992 году в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч. Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской. 
Религия представляла собой микс христианства, ислама и язычества. Доминировал ислам, всвязи с чем убыхи поддерживали Турцию, а не Российскую империю.


* * *

Адыгские народы. Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») имеет много версий происхождения.
а) от древнеадыгской формы «а-дыгъэ»«народ солнца»
б) от “адзэхэ” («войска» или «народ войск»)
Первая версия является более признанной, т.к. солнечный культ был обычным у хатто-ашуйских народов.
В мире адыгские племена больше известны под этнонимом "черкесы", которым в РФ называется лишь локальная группа адыгов, отколовшаяся в Средние века.

На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Азовского и Чёрного морей (вплоть до Сочи), где жили убыхи. 
В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы. 
В
XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. 
С XII в. начинает широко употребляться слово черкес
К
XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён. 

Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и
арийские племена, пришедшие из Причерноморья.
Массовая эмиграция черкесов (в источниках численность эмигрантов оценивалась от 500 тыс. до 2 млн. чел. привела к образованию большого числа черкесских поселений в странах Османской империи: на Балканах, в Анатолии и Сирии. Черкесские эмигрантские общины пользовались большим влиянием при султанском режиме. Но в период с 1908 г. (младотурецкая революция) по 1922 г. (торжество кемалистов) черкесы утеряли свое привилегированное положение и превратились в обычных граждан Турецкой республики.
После массового махаджирства 1859—1864 гг. на Зап. Кавказе, по данным екатеринодарского архива, оставалось от 47 до 53 тыс. черкесов, расселенных в Екатеринодарском и Майкопском отделах.
По совокупности в мире насчитывается 3-5 млн. носителей адыг
ских языков: в РФ (650 тыс.), Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах, Швеции. До недавнего времени проживали Косово-и-Метохии (Югославия).

> Адыги (киахи):

Прямые потомки ашуйских народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности, в ч. меотских племен зихов, ахеев и керкетов. 

Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов субэтнических групп. Особо выделяются западные адыги: шапсуги и бжедуги (хамышеевцы и черченеевцы), которых даже выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и прикубанские шапсуги. Причерноморские шапсуги впитали в себя остатки убыхов. В 16-18 веках они делились на «аристократические племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена» (шапсуги, абадзехи, натухаевцы). Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа адыгов.

В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100 тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.

Субэтносы адыгов.

• Адыги (темиргоевцы)
Абадзехи – смешанные с абазинами племена, до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на северном склоне хребта Маркотх. 
      елились на горных и равнинных. Выделялись дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок. 
Агучипс – обобщенное название пяти кланов-зэтхьярогу (одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
    - шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго): «шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье. 
      Дворянские роды: Абат, Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус. 
      Говоры: прикубанский и приморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в труднодоступных районах. 
      Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88 звуков <67 – лит. норма>. 
      Ислам приняли в 18 веке. 
      В настоящее время – 5 аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах.
      В 30-е гг. 20 в. существовал шапсугский Туапсинский район.
    - натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы. 
      В 19 веке в них влились племена гуайя (убыхское племя), хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов точно неизвестно (от 44 до 64). 
      Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку, Деды. Дольше всех сохраняли христианство. 
      В наст. время живут в ауле Натухай и нескольких сёлах в Краснодарском крае и Адыгее.
• Бжедуги (хамышеевцы и черченевцы)

Интересным может быть факт наличия в 15 веке такой общности как черкес-франки, возникшей в результате смешанных браков генуэзских купцов с черкесскими женщинами. О развитии и судьбе черкес-франков почти ничего не известно.

Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль. Шапсуги (от 3 до 10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.

Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство, что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.

> Черкесы и кабардинцы:

Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате многовекового смешения с вайнахами (мыстаками), образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских и называли черкесами.
Численность – 520 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов. Несмотря на то, что черкесами называют в Европе всех адыгов, это слово закрепилось лишь за одним народом.
Значительная часть черкесов и кабардинцев в
XIX в. переселилась в Турцию. 
Численность черкесов – 60,5 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка, отличия которого от адыгского не очень значительны, за исключением большего числа тюркских, осетинских и нахских заимствований. Нахского влияния в фонетике не замечено.

¤ Кабардино-черкесский язык

   • кабардинский д.
      - литературный г.
      - баксанский г.
      - терский г.
      - малкинский г.
    • моздокский д.      
    • бесленеевский диалект-язык

• черкесский д.
      - литературный г.
      - хабезский г.
      - абазактский г.
      - псоче-дахе г.
      - эрсакон г.
      - первомайско-подкумский г.
    • кубанский д.





Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
 (c) 2003-2008
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

отели русалки 3 звезды
Hosted by uCoz