1.) Адыго-абхазская
(ашуйская) группа.
Абхазско-абазинская ветвь | Убыхско-касогская ветвь | ||
§ абхазский язык | § абазинские языки | § касогский языковый континуум | |
¤ восточные
диалекты |
¤ Садзский
(южно-абазинский язык):
|
¤ Адыгский язык: |
¤ Кабардино-черкесский
язык
|
† убыхи (апёх) | |||
• приморско-убыхский диалект: субешхский г.,
говор хизе (хобза, пшогия),
|
Время существования единого
адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской
археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э.
[Ашэуа – абхазское название абазин].
Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская
и, возможно, колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники
ашуйского языка (после распада хатто-хурритского единства) охватывают период с
середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по
многочисленным данным, относились киммерийские народы (но скорее всего, в
языковом плане они были сильно смешаны с индоевропейцами, в частности
фракийцами, и многие современные ученые рассматривают их как часть фракийцев
или даже арийцев, но по происхождению они были северо-кавказцы) – тавры
(Крым), меоты (Дон), синды, дардарии, тореаты,
арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского
побережья и севера Малой Азии – гениохи. Часто
упоминаемые вместе с меотами таны были
сарматского происхождения.
“У моря лежит азиатская
часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи,
керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов
(вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).
Хатто-ашуйцы (переднеазиатский расовый тип)
изначально жили на севере Малой Азии, и, безусловно, на востоке
Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а
археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном
Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э.
через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в
Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами,
образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически
– фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на
западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на
нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в
формировании нижнедунайского, и византийского типов понтийской ветви, которая
распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются
средиземноморские и отчасти
переднеазиатские черты. Кубанский тип
оформился позднее, впитав в себя
кавкасионские элементы. Стоит заметить, что к приходу на Кубань
праадыго-абхазов из Причерноморья, Кубань была заселена. В горных районах жили
народы западной ветви нахско-дагестанской группы, а на побережье (антропологические
предки западных адыгов и убыхов), вероятно, либо потомки немногочисленных хаттских
поселенцев переднеазиатского типа, либо семитов,
составлявших часть майкопской культуры.
Распад праашуйского языка начался в начале I тыс. до н.э., когда определились две
основные группы, разделенные Скалистыми горами: убыхско-касогская и абхазско-абазинская.
Разделение касогов и убыхов произошло в 400 г. до н.э. Оформление языков в
современном состоянии произошло к 18 в.
Долгое время среди адыго-абхазских народов
был распространен культ хаттской богини Ма.
К адыго-абхазской языковой общности
сегодня можно отнести 10 живых этнических
единиц (адыги-темиргоевцы, шапсуги, бжедуги,
абадзехи, натухаевцы, черкесы, кабардинцы,
асадзуа, абазины, абхазы) и один вымерший
этнос убыхов.
Распространение майкопской культуры в
3-2 тыс. до н.э.
• абхазы,
абазины – колхидский тип понтийской ветви.
• адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
• западные адыги, часть абхазов – юго-западный тип понтийской ветви.
• кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.
• незначительные горные группы абхазов
– южный кластер кавкасионского типа,
близкий типу сванов
Характеристика
языков:
Характерным
для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в
убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском –
55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в
абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего
в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно
насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих
корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и
словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.
Абхазы (апсуа):
История:
Абхазский
этнос сформировался
к 8 в. н.э. Этнооснову составили древние ашуйские племена абешла (апсилов),
касков (кашков), абазгов, санигов. От этнонима «кашк» произошло
наименование «касог»: каск – кашк – кашаг (картвельская транскрипция)
– касог. Этноним «абешла» предшествует «апсуа»: абешла –
абсиле (латин.) – апсилай (греч.) – апшуа – апсуа.
Где «апс» (абеш) – «душа», а “-уа” – окончание
множественного числа.
Одно из древнеабхазских племен (абешла)
упоминается впервые в 12 в. до н.э. у
ассирийцев. В 7-6 вв. до н.э. небольшая часть
скифов осела на Черноморском побережье и
смешалась с местным населением. В 6 в. до н.э.
абхазское побережье попало в сферу влияния
Греции. К началу н.э. налаживаются отношения
с римлянами. Образуются первые государства:
Абазгия, Апсилия, Санигия и Мисиминия (?). В
период со 2 по 7 вв. н.э. эти государства
развиваются в рамках Цебельдинкой культуры.
К 8 в. н.э. появляется единое самосознание,
выразившееся в образовании Царства Абхазия.
Точнее, объединением абхазских государств
под крылом Абазгии. Слово «абхаз» представляет грузинскую
транскрипцию этнонима «абазг». Первым
царем был Леон II, внук хазарского кагана. К 10
веку для отражения арабских атак, Абхазия
объединилась с Аланией и сыграла
значительную роль в христианизации
Северного Кавказа.
В 9 в. Багратом III было образовано Царство
Абхазов и Картвелов, которое распалось в 13
веке.
В 13-15 вв. Абхазия являлась генуэзской
колонией. В 16-18 вв. – провинцией Турции. В
конце 18 века Абхазия была независима и
владела значительными территориями на
побережье.
В 1810 году Российская империя захватила
Абхазию и разрушила крепость Сухум-Кале.
Однако до 1864 года абхазские князья Чачба-Шервашидзе
сохраняли автономию, после – до 1917 года
Абхазия была "Сухумским округом". За
период существования "Сухумского округа"
доля этнических абхазов снизилась до 50 % (!).
А в результате нескольких жестоко
подавленных восстаний много абхазов-мусульман
стало "махаджирами" (беженцами – в
основном в Турцию и Ливан).
В 1918 году Абхазия стала частью Горской
Северо-Кавказской Советской Республики.
Через несколько месяцев буржуазная
Демократическая Республика Грузия при
поддержке Германии (в рамках Первой мировой
войны) захватила абхазскую часть Горской
республики. В 1921 году Советы свергнули
буржуазное правительство в Грузии,
Абхазия получила полную независимость (она
около года не входила ни в состав Грузии, ни
в состав СССР). В конце 1921 года была
образована Абхазская ССР. В 1922 году был
заключен договор "особый союзный договор"
с Грузинской ССР. В 1931 году АбССР
превратилась в Аб АССР. 1936 году погиб глава
Абхазии Нестор Лакоба и республика перешла
в негласное ведение уроженца города Сухуми
– Л. Берии. До 1953 года Абхазия подвергалась
тотальным репрессиям и грузинизации. Доля
абхазов снизилась до 40 %. В послесталинские
годы проходили чуть ли не ежегодные митинги
с требованиями о выходе из состава ГрССР. В
1990 году Абхазия заявила о госсуверенитете,
что означало негласный выход из состава
СССР. В 1992 году сталинско-националистическая
политика Звиада Гамсахурдии привела к
войне 1992-93 гг., тотальным разрушениям и
массе беженцев (значительная часть
беженцев впоследствие вернулась в Гальский
район Абхазии). В 1993 году грузинские войска
были отброшены. Утвердились гимн, герб, флаг.
Национальная валюта – россйский рубль.
Столица Сухуми была переименована в Сухум (несмотря
на то, что абхазское название этого города
– Акуа).
В 2008 году Россия и некоторые другие страны
признали Абхазию, как субъект
международного права, но фактически
Абхазия (как и Южная Осетия) стала субъектом
РФ.
Нельзя уйти от политики и отметить "черный
факт в современной истории Абхазии".
Должность зам. министра обороны и советника
президента в 1992-93 гг. занимал Шамиль Басаев,
женатый ко всему прочему на племяннице
Владислава Ардзинбы (глава Абхазии в начале
90-ых). Его приближенным лицом был Руслан
Гелаев. Эти "одиозные" полевые
командиры возглавляли абхазскую армию,
пополненную добровольцами из Чечни и
других регионов, и в результате нанесли
Грузии ощутимое поражение. За подвиги они
были награждены орденами Дружбы и получили
статус "национальных героев". После
войны и получения формальной независимости,
был сформирован "абхазский батальон" (в
основном, чеченцы, получившие боевое
крещение в Абхазии) и Басаев отправился в
Чечню "получать независимость" для "своей
республики", "бороться с советским
прошлым" (которое уже было отчасти
повержено га границе с Грузией). Чеченские
боевики получали убежище в горах Абхазии на
протяжении многих лет (с ведома или без
ведома властей).
Религия:
Консолидация ашуйских народов связана с принятием в
3 в. н.э. христианства,
которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих
жертвоприношений. Первую проповедь
произнесли Андрей Первозваный и Симон
Кананит в городе Питиунт (Пицунда). В период
Абхазско-Грузинского Царства абхазское
православие сблизилось с грузинским и
приобрело общие черты. Ислам получил
распространение в эпоху турецкого
владычества в 16-18 вв. Сторонники ислама были
ярыми борцами с Российской империей.
Сейчас большинство абхазов исповедуют
православие (Абхазская Автокефальная
церковь?). Мусульмане-сунниты (35 % населения
республики Абхазия и до 50 % этнических
абхазов /?/), в основном, бзыбцы и
самурзаканцы.
Этнические группы и диалекты:
Абхазы делятся до сих пор на несколько территориальных этногрупп:
бзыбь (бзып), гудаут (гудоут),
дал, цабал (цебельда), абжуа, самурзакан (“са-” – притяжательный падеж от
“сара”–«я»; Мурза-хан – имя одного из правителей), псхувы
(говорят на южно-абазинском языке).
Абхазский язык подразделяется на две группы диалектов, в одну
(восточную) входят:
исчезнувший верхне-кодорский, абжуйский, самурзаканский, сухумский
диалекты, во
вторую (западную), близкий южно-абазинскому
языку – бзыбский. Основой литературного языка является абжуйский говор.
В Средние века у абхазов выделялось 5
сословий: тавад (князь), амиста (дворянин),
ашнахмуа (телохранитель), анхао (крестьянин),
агруа (раб).
Характерные окончания фамилий: -ба (Чанба, Ардзинба), -аа
(Ашхараа), -иа/-ия (Гулиа)
• Окончание “-ба”
является видоизменённым абхазским словом "ипа" – «его сын».
Например, Агрба изначально звучало как Агыруа-ипа – «сын
мегрела». Женские формы абхазских фамилий произносятся отлично от мужских.
/муж. Тар-ипа – жен. Тар-пха/. По новым правилам “-ипа” и
“-пха” заменяются на “-ба”.
В случае с абхазированными мегрельскими
фамилиями, окончания “-ипа” и “-пха” заменяются
и прибавляются к цельной
фамилии. Например, муж. Берулава-ипа – жен. Берулава-пха. Но эта
фамилия по-абхазски произносится
редуцированно – как Бырулаа.
Мегрельские фамилии
стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами
был ассимилирован Самурзакан (Гальский район Абхазии). Начали появлялись такие
"мегрельские" фамилии, как Эшбая (от абх. Эшба), Килбая (от
Килба), Эмухвари (от Аимхаа, Эмхаа), Дзяпшискуа (от Дзяпш-ипа), Маршания (от
Амарщан), Тарбая (от Тарба), Зухбая (от Зухба), Шакирбая (от Шакрыл) и т.д.
• "-аа" означает "люди, народ" или
является редуцированной формой
мегрельского окончания "-ава".
• Редкое окончание "-пш" (Сегрей Багапш).
• Собственно мегрельские фамилии появились у абхазов со вступлением в состав
России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали
паству, давая им удобные фамилии. Большинство обладателей мегрельских фамилий
среди абхазов, помнят свои старые абхазские фамилии. Так, например, абхазы с
фамилией Дзидзария имеют исконную фамилию Лажв-ипа. В переводе с абхазского
означает "дети кобеля" и используется редко.
• “-уа” в
абхазском языке является суффиксом множественного числа, поэтому фамилии с
таким окончанием часто считаются этимологически
абхазскими, но могут иметь мегрельское
происхождение.
Профессор Т. Мибчуани насчитывает порядка 450 фамильных единиц, из них:
а) грузинизированные, в ч. мегрелизированные фамилии (из
них половина имеет абхазские корни) составляют 80 %
(и определить кому она принадлежит –
абхазу или мегрелу –
почти невозможно)
б) чисто абхазские и северо-кавказские фамилии
– 13 %
в) иное происхождение – 7 %
"Чисто абхазские" фамилии:
оканчиваются на “-ба” (этнические абхазы), на “-аа”/-"иа"/"-ия"
(абхазированные мегрелы и
мегрелизированные абхазы), Смыр, Бгуец, Барциц, Инал-Ипа, Кове,
Киут, Лакербай, Мантой (абх. евреи), Патейпа, Симсим, Тапанц, Таркил, Шакрыл,
Шуген, Чукбарь, Хашиг, Эник, Аджинджал и др.
Численность: 64 тыс. – 115 тыс. человек в Абхазии (Апсны – «Страна
души»).
* * *
Абазины (абаза
и асадзуа):
Произошли от этнической общности абазгов,
бывших частью абхазо-абазинского
протоэтноса, впервые
упоминавшихся во 2 в. у Арриана и Геродота. Тогда абазги населяли
центральную часть современной Абхазии,
от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись
на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой
абхазо-абазинский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся
Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая
современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно –
Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией
(даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е.
Абазгия).
В период Абхазского царства наметилось
образование двух диалектных зон –
апсильской и абазго-санигской.
В XIV веке абазины занимали
территорию между реками Бзыбь и Туапсе. В период распада Абхазо-Грузии (1466 г.) начинается новое
движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом
Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в
тесные контакты с адыгскими племенами,
отдаленно родственными им по языку. В ходе
этно-исторического развития
(а) часть абазгов стала одним из основных этнических
компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы
Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка),
(б) другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»:
бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.),
(в) третья – образовала самостоятельные этносы
абаза (абазинов) и асадзуа.
Средневековые турецкие, частично
западноевропейские, источники используют
термин «Бескесск-абаза» («пятидольная
абаза»), объединяя им этнические группы
абазин-тапанта: Дударук, Лоу, Биберд,
Клыч, Кячь, Джантемир (не имели своей "доли"),
а также термин «Алтыкесек-абаза» («шестидольная
абаза»), к которой относились абазины-ашхарауа:
Башил-Бай, Баг, Баракай, Кизилбек, Там,
Чагарай.
В объяснении к карте Кабарды 1744 г. «алтыкесек-абаза»
разделены на Нижние или Танбиюки, Средние,
Екепцацкие, Верхние. По данным этой карты
Нижние Абазины (они же танбиюки или
тамбиюки) в количестве 15 селений жили на р.
Куме (это были в основном лоовцы и
бибердовцы). Средние абазины имели 30 сел. и
располагались в верховьях Кумы. В составе
Средней Абазы были лоовцы, дударуковцы, кячевцы,
клычевцы, которые так же, как экепацкие
абазины, в 1753 г. были переведены на р.
Зеленчук. В верховьях Кумы находилась Верх.
Абаза, так же переведенная на Зеленчук. По
правому берегу р. Малка до 1743 г.
располагалось сел. Бабукова.
Абазины, жившие на склонах Абхазии (асадзуа)
в нач. XIX
в. включали медовеевцев, в состав которых
входили горные общества Псху, Ахчипсы,
Аибга, а также прибрежные общества
Цандрыпш, Кечба, Аребда.
Уже к XVIII в. все группы абазин – тапанта и шкарауа
обосновались на землях Сев. Каваза. В 60-х гг.
XIX в. было завершено переселение абазин из
горных р-нов в предгорные и равнинные. При
переселении жителей из горных р-нов на
равнину искусственно создавались
укрупненные аулы. Так, в результате
переселений в 1860—70-е гг. были основаны абаз.
аулы Дударуковский (1830), Бибердовский (1869),
Лоовско-Зеленчукский (1859), Егибоховский (1862),
Клычевский (1869), Кумско-Абазинский (1865),
Лоовско-Кубанский (1863), Шахгиреевский (1863),
Кувинский (1866). В сер. 1920-х гг. в связи с тем,
что назв. абаз. аулов в основном были
связаны с фамилиями князей, было решено их
переименовать: бывшее сел. Дударуковское
стало Псыж, Бибердовское — Эльбурган,
Лоовско-Зеленчукское — Инжигчукун,
Егибоковский — Абазакт, Клычевский —
Псаучье-Дахе, Кумско-Абазинский — Красный
Восток, Лоовско-Кубанский — Кубина,
Шахгиреевский — Апсуа, Кувинский — Старо-Кувинск.
Возникли новые населенные пункты,
отпочковавшиеся от крупных аулов: из а.
Старо-Кувинск выделился Ново-Кувинск, из
Эльбургана — Тапанта и Абаза-Хабль, из
Инжигчукуна — Малоабазинск, из Кубины —
Кара-Паго, из Красного Востока — Койдан.
В XIX веке часть
абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний
Восток.
В настоящее время абазинами считают две этнические группы,
имеющие неоднозначное общее самосознание и
проживающие: одна –
в Абхазии (асадзуа/садзы), другая – в Карачаево-Черкессии (собственно,
абазины). Северо-абазинский язык впитал
много адыгских элементом, тогда как асадзуа
стоит ближе к абхазскому.
Асадзуа, говорящие на садзском (южно-абазинском языке) часто считают
себя абхазами и описываются в литературе, как
этногруппы абхазского народа, их
язык является переходным между диалектами
ашхарауа северо-абазинского языка и
бзыбским диалектом абхазского. О диалектах и
говорах – в таблице. Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка.
У северных абазин выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты,
апсуа, кувинцы), говорящие на диалекте ашхарауа (шхарауа, шкараот) и
тапанта (кубино-эльбурганский и псыж-красновостокский говоры).
Кубино-эльбурганский говор – основа общего
литературного абазинского языка.
В настоящее время Аабазины компактно живут на
территории Карачаево-Черкесской
Республики в тринадцати селениях:
Красный Восток, Кайдан, Кубина, Кара-Паго,
Псыж, Эльбурган, Инжигчукун, Тапанта,
Абазахабль, Малоабазинск, Старокувинск,
Новокувинск, Апсуа. Кроме того, абазины составляют основу населения аулов Псаучье-Дахе,
Абазакт, а также значительную часть населения аула
Хумара. Дисперсно живут в других селениях и
городах республики, а также в Кабарде и
Адыгее.
Численность
– 36,6 тыс. чел. (2002), в т.ч. в Карачаево-Черкесии
– 32,3 тыс.чел. Потомки абазинских махаджиров
(переселенцев) живут в Турции, Сирии,
Иордании, Ливане, Египте, Болгарии и др.
Религия. По большей части исповедуют ислам
суннитского толка.
* * *
Убыхи (апёх, пэху,
асадзуа, уббух, брухи):
Промежуточный
(в лингвистическом плане)
этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили
в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён –
гуайя <роды Керзедж, Куйцук, Хатираме, Бирдж, Черч> и пэху). В 19 веке
турецкие источники называют их суачалилер (жители Сочи).
В верховьях рек
Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша.
Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые
распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе.
В результате
Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской
Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли –
это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией
"Геноцида Кавказских народов". В 1992 году
в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч.
Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской
подгруппой и адыгской.
Религия представляла собой микс христианства, ислама и
язычества. Доминировал ислам, всвязи с чем
убыхи поддерживали Турцию, а не Российскую
империю.
* * *
Адыгские народы. Под этим термином подразумеваются
носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской
(адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы.
Самоназвание этих народов («адыгэ»)
имеет много версий происхождения.
а) от древнеадыгской
формы «а-дыгъэ» – «народ солнца».
б) от “адзэхэ”
(«войска» или «народ войск»).
Первая версия является более признанной, т.к.
солнечный культ был обычным у хатто-ашуйских
народов.
В мире адыгские племена больше известны под
этнонимом "черкесы", которым в РФ
называется лишь локальная группа адыгов,
отколовшаяся в Средние века.
На рубеже н.э. древнеадыгские племена
занимали территории по побережью Азовского
и Чёрного морей (вплоть до Сочи), где жили убыхи.
В
5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и
Касогский союзы.
В XI в. часть адыгских племён стала
продвигаться на восток.
С XII в. начинает широко
употребляться слово черкес.
К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён.
Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в
Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж,
Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш),
Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале)
переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший
в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское
происхождение) и арийские племена, пришедшие из Причерноморья.
Массовая эмиграция черкесов (в источниках
численность эмигрантов оценивалась от 500
тыс. до 2 млн. чел. привела к образованию
большого числа черкесских поселений в
странах Османской империи: на Балканах, в
Анатолии и Сирии. Черкесские эмигрантские
общины пользовались большим влиянием при
султанском режиме. Но в период с 1908 г. (младотурецкая
революция) по 1922 г. (торжество кемалистов)
черкесы утеряли свое привилегированное
положение и превратились в обычных граждан
Турецкой республики.
После массового махаджирства 1859—1864 гг. на
Зап. Кавказе, по данным екатеринодарского
архива, оставалось от 47 до 53 тыс. черкесов,
расселенных в Екатеринодарском и
Майкопском отделах.
По совокупности в мире насчитывается 3-5 млн. носителей
адыгских языков: в РФ (650 тыс.), Турции
(130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США,
Нидерландах, Швеции. До недавнего времени проживали Косово-и-Метохии
(Югославия).
>
Адыги (киахи):
Прямые потомки ашуйских
народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности,
в ч. меотских племен зихов, ахеев и керкетов.
Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов
субэтнических групп. Особо выделяются западные адыги:
шапсуги и бжедуги
(хамышеевцы и черченеевцы), которых даже
выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и
прикубанские шапсуги. Причерноморские
шапсуги впитали в себя остатки убыхов. В 16-18 веках они делились на «аристократические
племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена»
(шапсуги, абадзехи, натухаевцы). Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа
адыгов.
В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в
мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее
большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100
тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.
Субэтносы адыгов.
• Адыги (темиргоевцы)
• Абадзехи – смешанные с абазинами племена, до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на
северном склоне хребта Маркотх.
елились на горных и равнинных. Выделялись дворянские
роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок.
• Агучипс – обобщенное название пяти кланов-зэтхьярогу
(одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
- шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго):
«шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье.
Дворянские роды: Абат, Немере,
Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус.
Говоры: прикубанский и
приморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в
труднодоступных районах.
Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88
звуков <67 – лит. норма>.
Ислам приняли в 18 веке.
В настоящее время – 5
аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах.
В 30-е
гг. 20 в. существовал шапсугский Туапсинский район.
- натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До
Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы.
В 19 веке в них
влились племена гуайя (убыхское племя), хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов
точно неизвестно (от 44 до 64).
Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку,
Деды. Дольше всех сохраняли христианство.
В наст. время живут в ауле Натухай и
нескольких сёлах в Краснодарском крае и Адыгее.
• Бжедуги (хамышеевцы и черченевцы)
Интересным может быть факт наличия в 15 веке
такой общности как черкес-франки, возникшей
в результате смешанных браков генуэзских
купцов с черкесскими женщинами. О развитии и
судьбе черкес-франков почти ничего не
известно.
Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают
в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах
Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль.
Шапсуги (от 3 до 10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.
Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство,
что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.
>
Черкесы и кабардинцы:
Предки кабардинцев –
часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье
(Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы
относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате
многовекового смешения с вайнахами (мыстаками), образовали
смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан
князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов –
Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй)
– род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на
кабартынских и пятигорских и называли
черкесами.
Численность – 520 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев
(родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в.
н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это
слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек»
(“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов.
Несмотря на то, что черкесами называют в
Европе всех адыгов, это слово закрепилось
лишь за одним народом.
Значительная часть черкесов и
кабардинцев в XIX в. переселилась в
Турцию.
Численность черкесов – 60,5 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто –
черкесского/кабардинского) языка, отличия
которого от адыгского не очень значительны,
за исключением большего числа тюркских,
осетинских и нахских заимствований.
Нахского влияния в фонетике не замечено.
¤ Кабардино-черкесский язык |
|
• кабардинский д. |
• черкесский д. |
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2008