ИСТОРИЯ
ЮЖНЫХ СЛАВЯН.
Славяне во время
прихода на Балканы (Балканы – турецкое название гор, известных у греков, как
«Хэмос», а у славян, как «Стара-Планина») в 5–7 вв. н.э. насчитывали около 100
тыс. человек. Вместе с ними на Балканы
вторглись авары (обры, жоужани, чжурчжени). Самым
мощным кочевым объединением в то время были готы (300
тыс. человек). Римская империя насчитывала 60 млн. человек, Византия – 4 млн.,
в Константинополе жило около 1 млн., в Иллирии – 700 тыс., в Македонии – 500
тыс., во Фракии – 600 тыс. Немногочисленные славянские пришельцы расселились на
обширной территории от Норикских гор (Австрийские Альпы) до Черного моря, от
Карпат до Эпира. Самым западным племенем стали хорутане (Альпы), на реках Сава и Тиса поселились хорваты и сербы. По
происхождению этнонимы «серб» и «хорват» иранские: это названия сарматских
племен, родом из которых были наемные вожди славянских племен («сорбой» и
«хорув»).
В конце
6 в. н.э. первым южно-славянским государством стала Склавиния в районе
Македонии, однако она просуществовала всего несколько десятилетий и была разрушена
Византией. В первой половине 7 века у славян к югу от Дуная образовался Союз
семи дунайских племен (союз Антов, восходящий к восточнославянскому
населению Поднепровья), к нему примыкали северяне, жившие в Южных
Карпатах. Южные славяне жили племенными объединениями – жупами,
разбросанными среди Динарских гор.
Время
заселения славянами Балкан совпало с приходом на Дунай тюрков-булгар,
которые подчинили себе часть антов и образовали Болгарское ханство
(Первое Болгарское царство), первым правителем был хан Аспарух. В 9 в. Болгария
стала довольно сильным государством. Тюрки были ассимилированы. При Симеоне
Великом Болгария захватила почти весь полуостров, кроме Греции и Хорватии.
После смерти Симеона начался постепенный распад Первого Болгарского царства,
завершившийся в 1018 году.
Сербские
племена делились на две части: западные и восточные. Западные жили на
территории Герцеговины и Черногории (Зета), а восточные – на Дунае и Саве. В
836–843 гг. восточно-сербский князь Властимир образовал государство Рашка.
Попытки западных сербов основать своё государство – Диоклею, не
увенчались успехом.
В 9
веке возникла Хорватия, но вскоре она была захвачена Венецией, а после –
до 15 века находилась в составе Венгрии. В районе Динарских гор находилась
обособленная область Пагания («Земля язычников»), противящаяся любой
цивилизации.
В 12
веке Рашка объединила сербские земли и до 14 века Сербия была одним из важных
политических объединений Балкан.
После ослабления
Византии, на Балканах ведущую роль стали играть Сербия и Болгария. В 13–14 вв.
было образовано Второе Болгарское царство, но уже без участия тюрков-булгар,
зато со значительным валашским (балкано-романским) компонентом. В 1396 году
Болгария была захвачена турками, которые господствовали аж до начала 20 века. Сербия
в 14 веке также попала под власть Турции, произошло это после решающей битвы на
Косовом поле. Тяготеющие к Италии жители будущих Хорватии и Словении приняли
католичество. Сербы, черногорцы, тяготеющие к Греции и России, стали
православными. Часть населения центральной Боснии приняло ислам, и для отличия
от соседних народов стало называть себя «мусульмане». За пределами своей
страны они известны, как «боснийцы» (босняки).
Во
второй половине Средних веков и до начала 20 века Хорватия и Словения находились
в составе Австро-Венгрии, а Болгария – в составе, сначала, Османии, а потом –
Турции. Небольшой период времени независимыми были Сербия и Черногория, Босния
и Герцеговина (Боснией зовется равнинная территория по реке Босна, Герцеговиной
– южные горные районы в Динарских горах).
После распада Австро-Венгрии и поражения Турции в Первой
Мировой образовались следующие южнославянские государства: Истрия, Словения,
Славония, Босния, Далмация, Герцеговина, Сербия, Черногория, Болгария,
Македония. После Второй мировой войны образовалась СФРЮ, которая
просуществовала до 1991 года.
Югославы.
В
1961 году в СФРЮ образовалась специфическая
этническая группа «югославов» (югословени).
Первоначально их насчитывалось 317 тыс.
человек. К 1981 году число увеличилось до 1,22
млн. (5,4 % населения СФРЮ). Большинство «югославов»
проживало в Хорватии (379 тыс./8,2 % населения),
БиГ (326 тыс./7,9 %), Воеводине.
Существует
также группа лиц, указывающая лишь свою
региональную принадлежность.
Сербы.
Политическое
ядро Югославии. Обособленность сербов от
хорватов и боснийцев развивалась по
религиозному принципу, которые приняли
православие и тяготели к Византии. Отличие
также проявилось в кириллической
письменности. К сербам, в современном
понимании, относят православное население
Сербии, Сербской Краины (Славонии) и
Восточной Боснии, говорящее на вариантах
штокавского языка (косовско-ресавском,
восточно-боснийском, шумадинско-воеводинском,
славонском, отчасти на восточно-боснийском)
и носителей торлакского языка на юге Сербии..
В Косово и Метохии сербский язык
представлен восемью говорами, три из
которых используются сербами-мусульманами.
• Гораны считают себя славянами.
Диалект характеризуется наличием
определенного артикля. Живут в 17 селах на ю.з.
Косова, в 9 селах Албании, в 2 селах Македонии.
• Прекоки слабо ассоциируют себя со
славянами. Симпатизируют албанцам и
боснийцам. Говор смешанный сербско-македонский.
• Сретечские жупане считают себя
славянами. Говор смешанного типа, близкий
прекокскому.
Боснийцы-мусульмане.
История.
Этот
народ сформировался, в основном, на
территории Боснии, Далмации и Герцеговины,
где политика исламизации Балканского
полуострова, проводившаяся Османской
империей, принесла наиболее ощутимые
результаты. Населением
этого региона, исповедовавшим ислам,
первоначально стали поселившиеся здесь в
период османского господства турки, арабы,
выходцы с Кавказа и другие лица, обладавшие
властью и наделенные привилегиями.
И хотя переселенцев было сравнительно мало,
воздействие их на культуру и быт местного
населения было сильным. Как известно, во
время османского господства на Балканах
часть христианского населения перешла в
ислам. Целью этого явления было стремление
сохранить и приумножить прежние привилегии
(феодалами, чиновниками, торговцами) или
получить их (крестьянами, ремесленниками).
Подобный процесс имел место не только в
Боснии и Герцеговине, но в отличие от других
югославянских регионов, исламизация здесь
охватила и часть крестьянства, т. е. была
более массовой. Кроме того, с конца XVII в. и до
последней четверти XIX в. шел приток в Боснию
и Герцеговину мусульман из различных
югославянских краев (Боки, Далмации, Лики,
Славонии, Сербии и др.), освобождавшихся от
османского гнета.
По-венгерски Бесеньё – Страна
Ястребов. Этот термин (Босния) утвердился во
времена Австро-Венгрии.
В
результате в Боснии и Герцеговине больше
всего сконцентрировалось лиц
югославянского происхождения, взамен
христианства (православия и католицизма)
принявших ислам. Именно они и составили
основу современного народа, который в
Югославии стали называть «мусульманами».
Нередко новую религию в начале
воспринимали как бы формально, считая
отступничество от веры отцов временным
явлением. Потомки, воспитанные по канонам
исламского права, уже не стремились к
возврату к прежней вере. Вместе с принятием
ислама в жизнь этой группы населения более
широко, чем в жизнь остального населения
Балкан, проникала так называемая восточная
культура. Большую роль в ее распространении
сыграл шариат, отразивший концепции
мусульманской религии и фактически
регламентирующий всю жизнь мусульманских
обществ и их отдельных индивидуумов.
В
переписи 1948 г. они фигурировали как «неопределившиеся
мусульмане», в 1953 г. – «югославы
неопределившиеся», в 1961 г. – «мусульмане»
(этническая принадлежность), в 1971 г. – «мусульмане»
(в смысле народности), в 1981 и 1991 г. – «мусульмане».
Прежде
данную группу населения
обычно называли босанцы, боснийцы
или босняки. К боснийцам чаще всего
относили лиц, исповедующих ислам;
большинство их было южнославянского
происхождения. В СФРЮ этноним босанец
официально не был признан, хотя в
повседневной жизни, даже в выступлениях
политических деятелей, встречалось
наименование босанец. В российской
литературе наиболее употребительным был
термин боснийцы. Этноним мусульмане
был зафиксирован в официальных документах,
в том числе, и в переписях населения, хотя и
с некоторыми вариациями. Это вносило
определенную путаницу,
тем более, что и сам термин «мусульмане»
традиционно отождествляется с
вероисповеданием, а в эту этническую группу
входят как люди религиозные, так и атеисты.
Большинство «мусульман» (немногим более 80%
– перепись 1981 г.) проживало в Боснии и
Герцеговине.
Язык.
Боснийцы
говорят на иекавском субдиалекте (Сараево,
Баня-Лука, Тузла) и на икавском субдиалекте (Бихач,
Травник), в Мостаре говорят и на том и на
другом субдиалектах. Письменность –
латиница.
Религия.
Традиционно
боснийцы-мусульмане исповедуют ислам
суннитской ветви. Религиозным лидером
боснийцев является реис-уль-улема.
Хорваты.
Начали
развиваться как отдельный южнославянский
этнос с 9 века, со времени образования
Хорватского государства и принятия
католицизма. В настоящее время под «хорватами»
понимают католическое население
Республики Хорватия и части Боснии-Герцеговины
(Хорватская Герцег-Босния). С хорватами
сливаются и уже слились некоторые народы
романской группы: далматинцы, нео-либурны,
истриоты, истро-румыны, арумыны, меглено-румыны.. В целом
хорваты – однородная этническая единица с
общим политическим самосознанием. В
языковом и культурном плане ситуация
сложнее. Существуют территориально-культурные
общности (буньевцы, медью-мурцы, фучки,
граничары, истряне, морляне, загорцы).
Большинство
хорватов говорит на штокавском (сербско-хорватском)
языке. Штокавский язык представлен
несколькими вариантами иекавского
диалекта.
Распространен также икавский субдиалект.
На
побережье Адриатики и полуострове Истрия
в ходу чакавский язык. В западной Хорватии,
включая столицу Загреб, говорят на
кайкавском языке (фактически – группа
восточных диалектов словенского).
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007