КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
Краткая и неполная история полуострова Крым.
Полуостров Крым располагался на перекрестке торговых путей, поэтому очень часто сменял своих обитателей. Первыми, исторически зафиксированными, жителями были киммерийцы, точнее их часть – т.н. тавры (народ, в языковом плане смешанный – иранский, кельтский и фракийский компонет, а возможно, особая индоевропейская ветвь, а генетическом плане тяготеющий к Северному Кавказу). Они, в отличие от своих родственных соседей – меотов и танов, живших в устье Дона, стояли на очень низкой ступени развития.
В начале I тыс. до н.э. в Крыму начали появляться греческие города-полисы. Тавры были загнаны в горы, меоты и таны рассматривались как торговые партнеры – там были образованы города Меотида и Танаис.
В 7 в. до н.э. в Крыму появились иранские племена – скифы, которые установили дружественные отношения с греками и остатками киммерийцев. Греки жили в городах, на периферии – киммерийцы, скифы заняли пастбища в лесостепной зоне Дона и Днепра. Со временем часть скифов прибыла в полисы. Стало возможным говорить об эллиноскифах. Однако этот термин не означал тотальное смешение греков со скифами, просто часть скифов ассимилировалась, и впоследствие вписалась в греческий этнос. Вместе с греками в Крыму появились первые евреи.
В 3 веке возникает Третье Скифское царство с центром в Крыму. Во 2 в. до н.э. греческое Боспорское царство в районе Керченского пролива перешло во власть скифов.
В 1 в. н.э. сарматы (с доминированием племени аланов) завоевали Боспор, а римляне весь остальной Крым.
В 3 в. н.э. в Крыму обосновалась восточная ветвь готов.
С 4 в. приходят среднеазиатские кочевники. Первыми были гунны, народ прототюркского происхождения – деление тюркской группы произошло чуть позже. Города-полисы пришли в упадок. В Боспоре образовалось Алано-гуннское княжество.
Следующей волной были хазары, закрепившиеся на Дону и в Крыму в 5 в. н.э. К этому периоду относится появление в Крыму значительной части евреев, как раббанитов, так и караимов. Хазары завоевали Алано-Гуннское княжество, которое стало частью Хазарии.
В 6 в. через Крым происходила миграция на запад булгарских племен, родственных хазарам (и современным чувашам). К этому же периоду относятся набеги аваров (обров) – тюркоязычного народа, происхождение которого изучено плохо.
В Крыму, Киевской Руси и на побережье Азовского моря было «модно» захватывать жен у народов Кубани и Северного Кавказа, отличавшихся красотой и аккуратностью. Соплеменники отправлялись бывало на поиски похищенных и оседали в городах Крыма – таким образом присутствует в Крыму и адыгский элемент.
С 7 века с различным целями в селениях полуострова стали появляться славяне – выходцы из Киевской Руси.
В 9 веке территория полуострова была разграблена проходящими на запад предками венгров. После них пришли печенеги и узы (огузские народы), которые долго не задержались – и обрели вторую родину на Дунае.
С 11 века – с приходом половцев
(куманов, кыпчаков) – начался многовековой тюркский период Крыма.
Население постепенно тюркизировалось под
влиянием кыпчаков.
В 1223 году монголо-татары вторглись на
территорию полуострова и захватили город
Судак. После непродолжительных грабежей
монголы покинули полуостров.
В 13 веке в Крыму сформировались следующие государственные образования:
• Крымский улус Золотой Орды. В степях и предгорьях жили половцы, называвшиеся себя "кыпчаками", в горах – готаланы и тавроскифы, которых называли "татами", но эти термины весьма условны, можно говорить, о том, что в горах жили потомки скифов, тавров, адыгов, славян, готов, «порвавшие с внешним миром и сбежавшие от мирской суеты». За пределами полуострова все его жители были известны как "кырымлы", по имени города Кырым (впоследствие Солхат). Само слово Крым произошло от тюркского "кирим" – "моя степь". По другой версии, Крым – искаженное хеттское "гиммарал" (степняки). Этим этнонимом обозначались киммерийцы.
• Княжество Феодоро (Готия). Основу составили торговцы-византийцы (греки, евреи, армяне), хазары и булгары, часть готов и аланов, потомки эллино-скифов (эллинизированных скифов). Располагалась на крайнем юго-западе.
•
Генуэзские колонии (Каффа/Феодосия, Судак,
Балаклава, Воспоро/Керчь) обосновались на южном побережье и
служили перевалочной торговой базой. В ней
жили итальянцы, готы, аланы, евреи, греки.
В 15 веке часть Крыма была
захвачена турками-сельджуками, а вскоре образовано Крымское ханство.
Население острова было исламизировано, кто не принял ислам был изгнан или
ущемлен в правах. Ислам приняли, в основном,
тюркоязычные жители.
В последующие несколько веков наблюдалась инфильтрация ногайских племен из Средней Азии – они были родственны половцам, но принадлежали к другой подгруппе кыпчакских языков (к ним близки казахи и караклпаки).
Так закончилась пестрая история освоения Крыма «нордическими» готами (германская группа, атланто-балтийский расовый тип), вольными иранцами – скифами и сармато-аланами (иранская группа, северо-иранский тип), греками (греческая группа, переднеазиатский, альпийский, средиземноморский типы), римлянами и итальянцами (латинский и итальянский языки, динарский и средиземноморский типы), гуннами, аварами, половцами, хазарами, булгарами, печенегами (тюркская группа, разновидности монголоидной расы), монголо-татарами (основным языком был вероятно не монгольский, а один из кыпчакских, расовый тип – монголоидный), венграми (угорская группа, уральский тип), славянами (русский и украинский языки, альпийский и балтийский типы), при участии киммерийцев и адыгов (ашуйская группа, понтийский и кавкасионский/борреби типы), армян (армянский язык, арменоидный тип), евреев (язык идиш, спаньол и производные от древнееврейского, арменоидный тип)и других народов. Иудаизм исповедовали евреи, греки и хазары, христианство пришло позже – вместе с римскими купцами, славянами. Гунны почитали иранских богов. Ислам появился ещё позже – вместе с огузами (печенеги и сельджуки).
С 15-16 вв. Крым и близлежащие земли стали ареной битвы между Россией и Турцией, пока в итоге полуострове не вошел в состав Российской империи и не начал заселяться русскими и украинцами. В 16 веке при Иване Грозном население Крымского ханства Менгли-Гирея стали называть "крымскими татарами" (татарами тогда называли все тюрков). В 1783 году Крым вошел в состав Российской Империи и термин "крымские татары" закрепился за всем мусульманским населением полуострова. К концу 18 века насчитывалось около 500 тысяч крымских татар. После образования СССР Крым поначалу входил в состав РСФСР, но в середине 20 века был передан под юрисдикцию УССР в качестве АССР, что по сути ничего не меняло, т.к. СССР был фактически унитарным государством. Крым считался всесоюзной здравницей, общенациональным достоянием. Разговорным языком в Крыму являлся и является русский.
Сначала Россия, а затем и СССР проводили дискриминационную политику по отношению к крымским народам (татарам, крымчакам, караимам, грекам и армянам). В годы ВОВ это выразилось в массовых депортациях, которые были частью небезосновательны – притеснение неславянских жителей Крыма, не могущих объединится в единое целое из-за религиозных и языковых причин, заставляло искать «защитника», в роли которого выступил Гитлер. Другой причиной депортации крымских татар было их исторически лояльное отношение к Турции, а Турция негласно поддерживала нацистов и до конца не было уверенности, что она не вступит в войну.
В 20 веке наметился рост самосознания в среде крымских татар, которые выступают за автономию и широкие права языка, которые существовали в начале 1920-ых годов.
Характеристика
крымско-татарского языка.
Современный крымско-татарский язык является частью крымского языкового массива, в который также входят языки караимов, крымчаков, греков-урумов и крымских армян. Однозначно определить групповую принадлежность крымского массива невозможно, т.к. различные диалекты имеют различные черты, сближающие их с разным тюркскими группами. Но так как в основу лег половецкий язык крымско-татарский считают относящимся к половецкой зоне кыпчакской подгруппы тюркских языков её западной ветви.
Наиболее крупная структурная единица крымского массива – диалект. Их три. Они считаются также диалектами крымско-татарского языка.
• Южный диалект (ялыбой-шивеси) стоит особняком, так как испытал сильное огузское влияние во времена Крымского ханства. Сами себя его носители называют «ялы-бойлю», т.е «пастбищные». Относится скорее всего к огузским языкам.
• Северный диалект (ногайский, степной, чёль-шивеси) также имеет много особенностей, отличающих его от литературного центрального диалекта, ввиду наличия ногайской составляющей (например, характерный звук /дж/). Его носители называют себя «ногай».
• Центральный диалект (горный, орта-ойлак) является литературным и представляет следущую ступень развития половецкого языка. Его носители зовут себя «тат».
На основе центрального диалекта развились другие крымские языки – субдиалекты:
кыпчакско-армянский субдиалект (значительные армянские вкрапления, измененная фонетика, огузские элементы).
крымско-еврейские субдиалекты – караимский и крымчакский, отличающиеся количеством и качеством заимствований из древнееврейского и арамейского языков. В крымчакском – редукция гласных в неопределенный звук /ы/, переход /къ/ в /х/, наличие огузских элементов; можно говорить о смешанном или переходном кыпчакско-огузском языке. Караимский отличается славянской структурой предложения и грамматикой, близкой русскому языку).
тюрко-урумский субдиалект – мариупольские греки, осевшие в Крыму и Северном Причерноморье в 17-18 веках сначала говорили на центральном диалекте крымско-татарского, но впоследствие испытали влияние турецкого языка, которое выразилось в членении урумского языка-субдиалекта на четыре группы подговоров, которые развиваются центробежно и различаются степенью близости к кыпчакской и огузской группам.
Половецкие (кыпчакско-половецкий) подговоры не сильно отдалились от центрального диалекта крымско-татарского.
Огузско-кыпчакскиы подговоры содержат кыпчакских элементов больше, чем огузских.
В кыпчакско-огузских огузское влияние сильнее кыпчакского.
И, наконец, огузские
подговоры, близки турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского.
В
1876 году тюркские диалекты Крыма были
унифицированы Исмаилом Гаспирали.
Приоритет был отдан огузскому диалекту для
сближения татарского населения с турками.
Однако в 1928 году главенствующим стал
степной диалект.
Подговоры урумского субдиалекта:
• кыпчакско-половецкая подгруппа (великоновоселовский,
ени-салинский, старобешевский,
першотравневский, мангушский)
• кыпчакско-огузская подгруппа (старомлиновский,
керменчикский, богатырский, улаклынский)
• огузско-кыпчакская подгруппа (гранитный,
караньский, староласпинский, комаринский,
камаранский, старогнатовский, гурджинский)
• огузская подгруппа (старокрымский,
мариупольский)
Огузская группа | Кыпчакская группа | ||
Сельджукская подгруппа | Половецкая подгруппа | Ногайская подгруппа | |
Южный диалект КТ | Центральный диалект КТ | Северный диалект КТ | |
Кыпчакско-армянский | |||
Караимский | |||
Крымчакский | |||
Огузский подговор ТУ | Половецкий подговор ТУ | ||
Огузско-кыпчакский и кыпчакско-огузский подговоры ТУ |
Численность.
Численность порядка 300 тыс. чел., из них 25 тысяч – в Румынии, а 190 тыс. – в Узбекистане.
Антропология.
Несмотря на многовековое преобладание монголоидов, монголоидные черты сохранились только в степной зоне Крыма – у потомков поздних ногайских переселенцев. Основная же масса крымских татар относится к южным разновидностям европеоидной расы, в ч. понтийской, средиземноморской и северо-иранской, т.е. до наших дней «дожили» гены скифов, турков и греков.
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007