Иранская группа.
* * *
Ø Таты (джухур, тат, бик):
Под этнонимом «тат» в
настоящее время фигурируют несколько
этнических групп, которые следует
различать: таты-христиане, таты-мусульмане,
таты-иудеи Азербайджана и горские евреи
Северного Кавказа. История татов
началась в 527 году, когда шах Хосров I
Ануширван
начал борьбу с религиозными меньшинствами:
христианами, маздакидами и иудеями, которые
подверглись массовым репрессиям. В 531 году
было разрушено еврейское государство Эрец
Исраэл на юге Междуречья. Евреям
запретили соблюдать свои обряды, детей
забирали в зороастрийские храмы, а в итоге
около 300 тысяч не-зороастрийцев были
выселены на Кавказ в район между Дербентом
и Апшеронским полуостровом к северу от
Аракса. Последние несколько столетий эти
земли пустовали. Иудеи (в большинстве своём
этнические евреи) были поселены в Дербенте
и близлежащих табасаранских землях.
Христиане (этнические персы) были поселены
на южных склонах Дагестанских гор и
прибрежных районах. Маздакиды (т.ж.
этнические персы) заняли Апшерон, на
котором находилась армянская колония,
основанная ещё в начале н.э. (бывшие
провинции Великой Армении Баласакан и
Пайтакаран). Переселённые христиане и
маздакиды говорили на западном варианте
персидского языка, евреи говорили на том же
диалекте, но со значительными еврейскими
элементами. Южнее Аракса жили атропатенцы (предки
талышей). Таты-иудеи считают себя потомками
одного из потерянных израильских племен,
уведенных Навуходоносором в плен ещё до н.э.
а) Таты-мусульмане (ТМ).
До 9 в. н.э. население юго-западного
побережья Каспийского моря было известно
как «лбины» (лпинк, чилб, сильвы,
лупении) – по армянским источникам и как «парсы»
– по персидским. В ходу также был
собирательный термин «тат», которым
тюркские народы называли персов. Иудеев, в
отличие от мусульман, ещё называли «джухур»
(от араб. “гяур” – иноверец). В 9 в. н.э. с
образованием государства Ширваншахов
этноним «лбины» был вытеснен новым
термином – «ширванцы». Главенствующую
роль в Ширване играли бывшие маздакиды,
принявшие ислам шиитского толка. Потомки
персов-христиан и евреев жили автономно. Во
время владычества турков-сельджуков, ТМ
установили с ними дружественные отношения.
В результате длительного совместного
проживания татов-мусульман и сельджуков, у
них возникло много общих черт в культуре и
быту – вместе они (плюс некоторая часть
талышей) и составили этнооснову
азербайджанского этноса. Среди ТМ
сельджукский язык получил столь широкое
распространение, что произвело изменения в
этническом сознании – многие отказались от
татского языка и стали называть себя
впоследствии «азербайджанцами». Однако
небольшая часть ТМ сохранила свой язык и
самосознание. В 19 веке во время завоевания
Россией города Баку и окрестностей, всё его
население (8 тыс. человек) составляли таты-мусульмане.
В настоящее время по Азербайджану
насчитывается около 12 тысяч носителей
татского языка (южные диалекты, включая
диалекты татов-христиан). Большинство
проживает на Апшероне, в Исмаиллинском,
Дивичинском и Кубинском (совместно с татами-иудеями
Азербайджана) районах. Однако среди
оставшихся ТМ нет единого этнического
сознания: ТМ Исмаиллинского района
называют себя «лохуджами», ТМ
Апшеронского п-ова – «парсами».
б) Таты-христиане монофизитской
ветви (ТХ).
Поселённые у подножия гор
христиане из Ирана быстро установили связи
с другими единоверцами Закавказья:
грузинами, удинцами (потомками кавказских
албанцев) и, особенно, армянами. Единого
самосознания у ТХ, как и у ТМ, не наблюдалось:
жители каждого поселения имели свой
этноним. Однако окружающие народы не
отличали их от других ираноязычных народов.
Разговорными для них являлись два диалекта
татского языка: килварский и матрасский,
которые они называли «фарси» или «парсерен».
В 20 веке таты-христиане арменизировались,
перешли на армянский язык и стали называть
себя «армянами» – потомками князя Бакура,
основателя крепости Бакуракерт (Баку). До 70 %
татов-монофизитов погибло в результате
национальных конфликтов в Закавказье конца
19 – начала 20 веков. До армяно-азербайджанского
конфликта проживали в селениях Матраса,
Хачмас и Килвар в центре и на с.в.
Азербайджана. В настоящее время живут в
России и Армении (селения Новая Матраса и
Дпреван). Численность доподлинно
неизвестна (постепенно ассимилируются
армянами). Языком парсерен владеют только
несколько человек из старшего поколения.
в) Таты-иудеи Азербайджана (ТИ) и «горские
евреи».
Сразу после переселения в Закавказье, евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые же сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Массовая миграция на Северный Кавказ началась после прихода в на терр. совр. Азербайджана тюркских племён из Cредней Азии.
В горах евреи жили отдельными
общинами, но охотно принимали в свои ряды
горцев, переходящих в иудаизм. Обращение
некоторых горских племён в иудаизм
обусловило возможность смешанных браков
между евреями и горцами, что сказалось на
антропологическом облике иудеев Северного
Кавказа. Была
распространена полигамия. Во время Кавказской войны многие иудеи
были насильно обращены в ислам. Отношение
со стороны мусульман стало презрительным,
часто евреям приходилось платить
унизительный налог диш-эгриси – «плата за
зубную боль, которая возникла после того
как мусульманин поел в доме иудея».
Процесс смешения и смены религии не
затронул этническое самосознание татов-иудеев
Северного Кавказа, которые, по-прежнему,
считают себя частью еврейского народа,
называя себя «горскими евреями», а
некоторые даже поддерживают связи с
Израилем. Впервые термин «горские евреи»
был применён в отношении татов-иудеев
Северного Кавказа в 19 в., но среди
кавказских народов распространения не
получил, поэтому ТИ известны среди своих
соседей, как «джут, джухур, джухуд, тат,
татуаджикли чуут, бик, даг-чуфурт, ибирли
татуаджикли». Тато-еврейский
является одним из 10 официальных
языков Дагестана.
Примечателен факт, что во время
непродолжительной немецкой оккупации
Северного Кавказа были уничтожены евреи
западного Кавказа, а евреи Нальчика и
Грозного явились для немцев «неизвестной
этнической группой» и готовились к
изучению.
Преследования горских евреев продолжились
в послесталинское время. Газета «Коммунист»
обвиняла евреев в «добавлении
мусульманской крови в пасхальное вино».
Нападения на евреев происходили в Нальчике
в конце 70-ых на фоне их массового выезда в
Израиль (…вы уезжаете, а нам тут куковать…).
Совокупная численность татов-иудеев
и горских евреев около 20 тыс. человек,
однако, их количество постоянно снижается
ввиду миграции и ассимиляции.
Таты-иудеи
Азербайджана, жившие в основном, в Баку были
также немногочисленны и многие из них
предпочли мигрировать в конце 20 века либо в
Израиль, либо в Россию.
Языки:
Татский и тато-еврейский языки (иногда просто – татский язык) относятся к юго-западной подгруппе иранской группы. В эту же подгруппу входят таджикский, персидский (фарси), афганский (дари) и др. языки.
- Таты-мусульмане и таты-иудеи Азербайджана говорят на северном азербайджанском языке и диалектах татского языка.
- Горские евреи говорят на диалектах еврейско-татского языка.
- Таты-христиане говорят на армянском языке и (очень редко) на двух диалектах татского (называемого ими “фарси” или “парсерен”): килварском и матрасском.
До начала 20 века бытовал народный
наддиалектный язык, общий для всех татов
Азербайджана – зебони имрани.
Еврейско-татский язык, в отличие от
татского – письменный. Первоначально
использовалось квадратное еврейское
письмо, затем – латиница, кириллица.
• Диалекты татского языка (южные диалекты) – отличаются от северных диалектов наличием поздних иранских заимствований и отсутствие еврейско-арамейской лексики.:
девечинский, конакендский, кызыл-казманский, арушкуш-даакушчусский (хызы), апшеронский, балаханский, сураханский, лахыйский, малхамский, килварский, матрасский.
• Диалекты еврейско-татского языка
(северные диалекты, кавказит, дагестанит)
– присутствует широкий пласт еврейско-арамейских
заимствований, архаичной персидской
лексики и имеется влияние северокавказских языков
в области фонетики. Диалектное членение
сопадает с делением на этногруппы:
- кайтоги (махачкалинско-нальчикский
диалект) – Кайтагский район Дагестана.
- дарбанди (дербентский диалект) –
Дербентский район Дагестана.
- губой (кубинский диалект) – города
Куба и Красная Слобода (Кырмызы Кесебе) в
Азербайджане.
- ширвони (ширванский диалект) – Баку, с.в.
Азербайджана.
- варташени (варташенский диалект) –
города Огуз (Варташен). Гянджа, Исмаиллы,Шемаха
К особенностям татских диалектов можно отнести ротацизм общеиранского /d/ в /r/ после гласных, сохранение начального "v", которое во всех остальных иранских перешло в "b". Сложная глагольная структура: простые времена – аорист, будущее потенциальное, простое прошедшее, прошедшее многократное; сложные – перфект, настоящее, прждепрошедшее, прошедшее длительное, прошедшее ирреальное.
Антропология:
- таты-мусульмане – каспийский антропотип
- таты-иудеи Азербайджана – арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским.
- горские евреи – в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу.
- таты-грегориане – очень
неоднородны: каспийский и арменоидный типы,
а т.ж. их метисы.
Численность:
Численность доподлинно неизвестна.
Официально около 30 тыс. носителей
татского языка и порядка 110 тыс. носителей
тато-еврейского языка (2006) в Израиле (50 тыс.),
Азерб. (37 тыс.), РФ (20 тыс.), хотя все большее
число татов переходит на местные языки –
дагестанские, азербайджанский, ингушский, армянский, русский,
иврит.
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007