Иранская группа.

* * *

Ø                   Осетины (аланы):

Скифы и сарматы (декларируемые "предки" осетин) принадлежали к восточной подгруппе ираноязычной группы индоевропейских народов. Они являлись представителями т.н. северо-иранского /родственного памиро-ферганскому/ типа, сочетавшего в себе протоиндоевропейские "средиземноморские черты" (средний рост, коренастое телосложение, мезокефалия, темная пигментация), переднеазиатские элементы (выпуклый нос и развитый волосяной покров) и монголоидную примесь (разрез глаз). 
Иранские племена даже после языкового распада долгое время сохраняли культурное единство. В начале I тыс. до н.э. те, кто принял зороастризм, стали историческими иранцами. Те, кто сохранил старую веру, а это были кочевники (скифы, сако-массагеты, сарматы, ваханцы) и жители государств Хорезм и Согдиана, получили прозвище туранцев, и были изгнаны. Изгои двинулись на терр. первоначального обитания арийцев (индо-иранская ветвь индоевропейцев) – Причерноморье и Дон (“дон” по-скифски – «река»)
Пришедших в 8 в. до н.э. на эту терр. туранцев историки называют скифами (саримастами, сколотами/скулис/скудата – лучниками, абантами, ашгузай) – по имени самого влиятельного племени. Скифы вытеснили из Причерноморья киммерийцев (народ понтийского антропологического типа, в лингвистическом плане киммерийцы были либо фриго-фракийцами, либо адыго-абхазами, или имели смешанное происхождение) и по их следам предприняли несколько вторжений в Переднюю Азию. Они уничтожили Урартское Царство, разгромили Фригию и были побеждены лишь мидийским царем Киаксаром. Скифы проникали также в Центральную Европу и Поволжье. В Европе в разное время скифы и родственные им сарматы кочевали вместе с кельтскими и германскими племенами, составляя значительную часть кельтского макроэтноса. 
Это была «героическая эпоха» (8-6 вв. до н.э.) скифов, время т.н. “Первого Царства”. В 514 г. до н.э. персидский царь Дарий I совершил большое нашествие на их земли, которое закончилось полным провалом. 
После победы над персами, в Причерноморье возникло новое государство скифов – “Второе Царство”, называемое временем “Золотой Осени”. 4 в. до н.э. – период правления царя Атея – был эпохой наивысшего культурного подъёма. В 339 г. до н.э. Атей был разбит войсками Филиппа Македонского и погиб, а его царство распалось. 
В 3 в. до н.э. возникает менее обширное государство скифов с центром в Крыму – “Третье Царство”. Наблюдался симбиоз греков и скифов, вплоть до формирования смешанного народа эллино-скифов. Южную (горную) часть Крыма заселяли потомки киммерийцев – тавры, стоящие на низшей ступени развития. Экономической основой Третьего Царства был вывоз хлеба в греческие полисы. Во 2 в. до н.э. греческое Боспорское Царство полностью перешло под контроль скифской династии. 
В 1 в. н.э. её сменила сарматская династия, а весь Крым перешёл в Римские владения. В 3 в. н. э. Скифское государство окончательно было уничтожено германскими готами и вандалами. В эпоху Великого Переселения Народов (4-6 вв. н.э.) остатки скифов растворились среди множества племен, в частности, скифы участвовали в формировании древнерусской народности и составляли немалую часть населения Киевской Руси (на это указывают данные антропологии Украины и Южной России). 
Вскоре, к востоку от Дона стали жить уже не скифы, а сарматы, точнее, сармато-гамаксобский союз Аорсов. Слово "аорс" через грузинский язык легло в основу этнонима "ос/осетин". Согласно легенде, переданной Геродотом, они "произошли от амазонок, вступивших в брак со скифскими юношами". Это сказание отражает высокое положение женщин у сарматов. Несмотря на явное родство данных народов, сарматы всегда обнаруживали враждебность по отношению к скифам, и им принадлежит решающая роль в разгроме последних. Постепенно, среди сарматских народов выделились аланы и “стянули все близкие племена под свое родовое имя” (произошло это ещё во 2 в. н.э.). Сарматы стали называться аланами. Собственно, сам термин "алан" означает в индоиранских языках "соплеменник", а использование этого термина сарматами, может быть объяснено тем, что сарматы к тому времени уже представляли собой разноэтничную конфедерацию. Они добили остатки скифов и не раз опустошали пограничные области Римской империи и Сасанидского Ирана. Аланы (их федерация простиралась от Дуная до Арала) находились в союзе с готами Германариха, но в конце 4 в. н.э. пришельцы из Центральной Азии – гунны – разгромили и тех, и других. 
Часть аланских племен ушла на далекий Запад и вместе с вандалами создала на территории Испании, а потом и Северной Африки, варварское Королевство Остготов, погибшее в 6 в. н.э. под мечами византийской армии Велизария. Другая часть укрепилась на Северном Кавказе, построив множество каменных замков. Временами они подпадали под власть могучих соседей – гуннов, савиров (уральцев), хазар, монголов, но всегда сохраняли национально-культурное единство. В середине 6 в. н.э. аланы приняли христианство от Византии и с тех пор традиционно ориентировались на православный мир. В 7 в. н.э. нахское государство Кобане, населённое в т.ч. и народом тхуал (“двалы”, нах. – “овцеводы”, валлы, двий), было завоёвано аланским племенем осов (ясов, язигов), предводимым Сарослом. Тхуал к 15 в. приняли навязанный язык, однако, в антропотипе сохранили свои кавкасионские черты. Их этноним сохранился в названии осетинского субэтноса туальцев (двальцев). В грузинской географии горные районы Центрального Кавказа назывались Двалетия, а население от Сванетии до Дагестана относилось к дзурдзукским народам (т.е. нахским). Соседями тхуал были цанары и бацбийцы.
Столицей Алании на Кавказе был город Магас (ныне – столица Ингушетии). В 13 в. Аланское Царство было разгромлено монголо-татарами. На Северном Кавказе образовались 4 общества: Дигор, Алагир, Куртатин, Тагаур. Часть алан была уведена монголами и поселена на Дунае. От них ведёт начало венгерская этногруппа ясов, утратившая ныне язык и культуру, а ранее использовавшая в быту диалект осетинского. 
В 16-18 веках началось освоение Закавказья, в частности области Самачабло (ныне Южная Осетия). В 19 в. н.э. северные аланские общества вошли в состав Российской Империи, а южные – в состав Картлийского Царства, а потом Грузинской ССР
Про население данного региона вот что пишет академик Н.Ф. Дубровин (1837-1894 г.г.): "Малоземельность была причиной, что часть осетин переселились на южный склон Гл. Хребта и добровольно отдала себя в кабалу грузинских помещиков. Заняв ущелья Большой и Малой Лиахви, Рехулы, Ксани и ее притоков, осетины стали крепостными князей Эриставовых и Мачабеловых. Эти переселенцы и составляют население так называемых южных осетин и , в свою очередь, делятся также на многие общества, называемые по именам ущелий, ими обитаемых. Так, они делятся на ксанских, лиахвских, гудушаурских, маграндвалетских, джамурских и других. Много осетин поселились в Мтиулетском и Хевском ущелье" ( Н. Дубровин; История войны и владычества русских на Кавказе, т. 1, с. 187, СПб.,1871 )
Топоним «Южная Осетия», наряду с другими терминами - «горная Осетия», «нагорная полоса Южной Осетии», «южные, или карталинские, осетины» и т. д., впервые был использован российской военной, а затем гражданской администрацией ещё в начале XIX столетия. Этот термин имел собирательный характер и подразумевал южные горные районы историко-географических областей Картли, Рачи и Имерети, где проживало преимущественно осетинское население (сильно смешанное с местными грузинскими племенами). Трансформация термина «Южная Осетия» в обозначение административно-территориального образования с определёнными административными границами начинается с 1922 года, когда была образована Юго-Осетинская автономная область Грузинской ССР. Этому предшествовали жестокие столкновения грузинской и местной горской администраций. Часть осетинских сел не вошла в состав ЮО, а осталась в Центральной Грузии. С 1992 года Южная Осетия считается самопровозглашённой непризнанной  независимой республикой Хуссар Ирыстон. Грузинская администрация считает эту терр. частью своих четырех провинций. В 2008 году Южная Осетия была фактически аннексирована в пользу России, а формально объявила независимость, признанную лишь несколькими государствами мира.

Территориальные и диалектные группы осетин:
Классификация внутренних связей осетинского языка – вещь довольно сложная, несмотря на достаточную изученность и относительную простоту предмета изучения.
Антон Гюльдештедт в 18 веке опубликовал "Афгано-дигурско-осетинский глоссарий", где показывал связь афганских языков пушту и дари с осетинским (иронским) и дигорским.
Немецкий путешественник Ю. Клапрот в 19 веке впервые отметил разнородность осетинского языка и народа. 
А.М. Шёгрен
в 1844 году выделял дигорскую, тагаурскую и юго-осетинскую речь. 
Ученый В.Ф. Миллер в 1882 году разложил осетинские диалекты следующим образом: первая группа (алагирский говор, куртатинский и тагаурский), включая юго-осетинскиую туальскую речь, вторая группа (дигорские варианты)
В 1932 году в работах Б.А. Алборова встречается особое описание иронского говора Моздока, равного другим иронским.
А.А. Тибилов (1965) разделял южно-иронские говоры на джавский, рокский, ксанский; и выделял подговор – ванельский.
Багаев Н.К. по критерию (произношение свистящих и шипящих) в 1965 году выделял диалекты Ц и З, а т.ж. промежуточный двальский, который не идентифицировался как диалект С.
Д.Г. Бекоев (1985) рисовал такую картину:

Дигорский Северо-иронский Юго-иронский
  алагирский (ц/дз)
куртатинский (ш/з)
северо-двальский (ш/з)
южно-двальский (ш/ж)
ксанский (ц/дз)
рокский (ц/дз)

уаллагкомский (ш/ж)

 
  ванельский (ш/ж), гудисский (ш/ж)

Южно-двальский говор Бекоева тождественен джавскому говору Тибилова. У других авторов этот говор именуется кударским или кударо-джавским. Встречается более дробное деление этого варианта речи на кударо-джавскую речь (юг ЮО) и туальскую/двальскую (север ЮО). У Дзиццойты туальский говор соответствует рокскому говору по классификации Бекоева.
Ю.А. Дзиццойты
(2000) обнаружил, что взаимопроникновение говоров привело к тому, чтограницы цоканья/соканья и архаичного чоканья/шоканья стали размываться и современная ситуация не соответствует тому, что описано в работах Бекоева и Багаева, в частности, алагирский говор, относившийся к ареалу Ц/ДЗ в 19 веке перешел с ареал С/З, а джавский (у Бекоева не отображается) перешел из архаичной группы Ч (чоканье являлось характерной чертой иранских языков) в группу Ш.

Классификация дигорских диалектов также не простой вопрос. В 1952 году А.Дз. Цагаева выделила стур-дигорский и озрекский говоры. Исаев в 1981 определил наличие собственного дигорского говора, моздокского дигорского и горно-дигорского.

Нет среди ученых единого мнения о времени и месте распада основных осетинских диалектов. следует заметить, что между носителями иронской, дигорской и юго-осетинской речи существуют также культурные и расовые отличия, обусловленные различными условиями формирования.
По одной версии (Бекоев), иронцы являются потомками аланской верхушки, дигорцы -- потомки сираков, а двалы – аорсов. Но следует учитывать что аорсами называли участников сармато-гамаксобского союза племен и отдельным этносом они не были.
В рамках этой теории первыми на Кавказ пришли предки дигорцев, от которых обособились кударцы (впоследствие сильно контактировавшие с иронцами). Затем на Кавказ переселились уже предки иронцев.
По другой версии, разделение осетин на иронцев, дигорцев и кударцев произошло уже на Кавказе, причем последние наиболее сильно контактировали с местными жителями.
Некоторые ученые считают иронский диалект следующей ступенью развития речи дигорской и югоосетинской.

В целом структура осетинского языка такова:

* * *
Выделяют две территориальные группы: северные, южные (хусайраг, кударцы) и две диалектные этнические группы, которые по некоторым показателям (самоназвания – ирон и дигор) можно считать различными этносами: иронцы (основа литературного языка) и дигорцы (запад Северной Осетии). Свои особенности имеют и кударцы – жители ЮО, которых т.ж. можно считать отдельным народом. 

Характеристика языка:
Осетинский язык (+ говоры и диалекты) относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской (арийской) ветви индоевропейской семьи языков. От других иранских языков осетинский отличается: в фонетике – наличием специфических «кавказских» смычно-гортанных согласных, в морфологии – многопадежным склонением. Т.ж. кавказское влияние: отсутствие предлогов, использование послелогов и суффиксов, двадцатиричный счет, три времени в сослагательном наклонении, агглютинация, флективное спряжение глаголов. Ударение на первый или второй слога смысловой фразы.
Осетинский язык особо близок живому ягнобскому языку в Памире.

Некоторые различия между диалектами осетинского языка.

Иронский Дигорский Южный
ч/дж к/г к/г
о о уое
хь хь гь
сырх (красный), цыхт (сыр) сурх (отсуствие звука /ы/), цихт  
  сохранился указатель имен. п. /-ое/  

Дополнительная информация:
- Численность осетин 480 тыс. – 700 тыс. чел., из них по переписи 2002 года 600 человек назвали себя дигорцами, 100 человек - иронцами.

Динамика населения Южной Осетии
1926 1939 1959 1970 1979 1989 2008
осетины 69,1 % 68,1 % 65,8 % 66,5 % 66,4 % 66,2 % 64,3 %
грузины 26,9 % 25,9 % 27,5 % 28,3 % 28,8 % 28,9 % 25 %
русские 0,2 % 2,0 % 2,5 % 1,6 % 2,1 % 2,1 % 2,8 %
армяне 1,6 % 1,4 % 1,6 % 1,3 % 1,0 % 1,0 % 1,21 %
евреи * 2,0 % 1,9 % 1,8 % 1,5 % 0,7 % 0,4 % 0,9 %
другие 0,2 % 0,7 % 0,9 % 0,9 % 1,1 % 1,2 % 5,8 %

чел.

87 375 106 118 96 807 99 421 97 988 99 000 72 000
* – горские и эбраэли


- Кавкасионский антропотип (центральный кластер) с иранскими и понтийскими элементами. Долгое время, особенно в первые века Аланского Царства, население центрального Кавказа имело более выраженные иранские и понтийские элементы, однако, впоследствии преобладающим стал кавкасионский тип, встречающийся наиболее часто в Южной Осетии и дигорских районах Северной Осетии. 
- В большинстве своём исповедуют православие, однако, встречаются языческий культ бога Уастырджи и суннизм.
- Другие названия осетин: савиар (сван.), опс (мегрел.), ауапс (абх.), ири (вайнах.), дюгер (карач.-балк.), къущхъэ (адыг.).
- Североосетинские фамилии, как правило, русифицированы: Хадзиева, Дзасохов. Характеризуются звонким “дз” там, где в нахско-дагестанских языках “дж”. Южноосетинские фамилии имеют окончание “-ты” (“-ти”, “-тэ”), которое представляет собой форму множественного числа. Пример: Джугайти, Кокойты. Встречаются картвелизированные и русифицированные формы: Джугашвили, Кокоев. Очень распространена фамилия Ходов. Собственно из осетинского языка выводятся лишь 5 % фамилий, остальные имеют нахскую, картвельскую основу или религиозное происхождение.



Скифский и сарматский антропотипы (северо-иранский ипамиро-ферганский) далеки от кавкасионского состояния.Осетин по Рипли (сверху), 
осетин в народном костюме (внизу слева), 
писатель Коста Хетагуров (внизу справа)
         

Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
 (c) 2003-2008
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

Проект разработка логотипа, названия, и визуального образа всеукраинской дизайн студии AdLogo.
Hosted by uCoz