Иранская группа.
* * *
Ø Осетины (аланы):
Скифы и сарматы
(декларируемые "предки" осетин) принадлежали к восточной подгруппе ираноязычной группы индоевропейских народов. Они являлись представителями т.н.
северо-иранского /родственного памиро-ферганскому/
типа, сочетавшего в себе протоиндоевропейские "средиземноморские черты" (средний рост, коренастое телосложение, мезокефалия, темная пигментация), переднеазиатские элементы (выпуклый нос и развитый волосяной покров) и монголоидную примесь (разрез глаз).
Иранские племена даже после языкового распада долгое время сохраняли культурное единство. В начале I тыс. до н.э. те, кто принял зороастризм, стали историческими иранцами. Те, кто сохранил старую веру, а это были кочевники (скифы, сако-массагеты, сарматы, ваханцы) и жители государств Хорезм и Согдиана, получили прозвище туранцев, и были изгнаны. Изгои двинулись на терр. первоначального обитания
арийцев (индо-иранская ветвь
индоевропейцев) – Причерноморье и Дон (“дон” по-скифски – «река»).
Пришедших в 8 в. до н.э. на эту терр. туранцев историки называют скифами (саримастами, сколотами/скулис/скудата
– лучниками, абантами, ашгузай) – по имени самого влиятельного племени. Скифы вытеснили из Причерноморья киммерийцев (народ понтийского антропологического типа, в лингвистическом плане киммерийцы были либо фриго-фракийцами, либо адыго-абхазами, или имели смешанное происхождение) и по их следам предприняли несколько вторжений в Переднюю Азию. Они уничтожили Урартское Царство, разгромили Фригию и были побеждены лишь мидийским царем Киаксаром. Скифы проникали также в Центральную Европу и Поволжье. В Европе в разное время скифы и родственные им сарматы кочевали вместе с кельтскими и германскими племенами,
составляя значительную часть кельтского
макроэтноса.
Это была «героическая эпоха» (8-6 вв. до н.э.) скифов, время т.н. “Первого Царства”. В 514 г. до н.э. персидский царь Дарий I совершил большое нашествие на их земли, которое закончилось полным провалом.
После победы над персами, в Причерноморье возникло новое государство скифов – “Второе Царство”, называемое временем “Золотой Осени”. 4 в. до н.э. – период правления царя Атея – был эпохой наивысшего культурного подъёма. В 339 г. до н.э. Атей был разбит войсками Филиппа Македонского и погиб, а его царство распалось.
В 3 в. до н.э. возникает менее обширное государство скифов с центром в Крыму – “Третье Царство”. Наблюдался симбиоз греков и скифов, вплоть до формирования смешанного народа эллино-скифов. Южную (горную) часть Крыма заселяли потомки киммерийцев – тавры, стоящие на низшей ступени развития. Экономической основой Третьего Царства был вывоз хлеба в греческие полисы. Во 2 в. до н.э. греческое Боспорское Царство полностью перешло под контроль скифской династии.
В 1 в. н.э. её сменила сарматская династия, а весь Крым перешёл в Римские владения. В 3 в. н. э. Скифское государство окончательно было уничтожено германскими готами и вандалами. В эпоху Великого Переселения Народов (4-6 вв. н.э.) остатки скифов растворились среди множества племен, в частности, скифы участвовали в формировании древнерусской народности и составляли немалую часть населения Киевской Руси (на это указывают данные антропологии Украины и Южной России).
Вскоре, к востоку от Дона стали жить уже не скифы, а
сарматы, точнее, сармато-гамаксобский союз
Аорсов. Слово "аорс" через
грузинский язык легло в основу этнонима "ос/осетин".
Согласно легенде, переданной Геродотом, они
"произошли от амазонок, вступивших в брак со скифскими юношами". Это сказание отражает высокое положение женщин у сарматов. Несмотря на явное родство данных народов, сарматы всегда обнаруживали враждебность по отношению к скифам, и им принадлежит решающая роль в разгроме последних. Постепенно, среди сарматских народов выделились аланы и “стянули все близкие племена под свое родовое имя” (произошло это ещё во 2 в. н.э.). Сарматы стали называться
аланами. Собственно, сам термин "алан"
означает в индоиранских языках "соплеменник",
а использование этого термина сарматами,
может быть объяснено тем, что сарматы к тому
времени уже представляли собой
разноэтничную конфедерацию. Они добили остатки скифов и не раз опустошали пограничные области Римской империи и Сасанидского Ирана. Аланы (их федерация простиралась от Дуная до Арала) находились в союзе с готами Германариха, но в конце 4 в. н.э. пришельцы из Центральной Азии – гунны – разгромили и тех, и других.
Часть аланских племен ушла на далекий Запад и вместе с вандалами создала на территории Испании, а потом и Северной Африки, варварское Королевство Остготов, погибшее в 6 в. н.э. под мечами византийской армии Велизария. Другая часть укрепилась на Северном Кавказе, построив множество каменных замков. Временами они подпадали под власть могучих соседей – гуннов, савиров (уральцев), хазар, монголов, но всегда сохраняли национально-культурное единство. В середине 6 в. н.э. аланы приняли христианство от Византии и с тех пор традиционно ориентировались на православный мир. В 7 в. н.э. нахское государство Кобане, населённое в т.ч. и народом тхуал (“двалы”, нах. – “овцеводы”,
валлы, двий), было завоёвано аланским племенем осов (ясов, язигов), предводимым Сарослом. Тхуал
к 15 в. приняли навязанный язык, однако, в антропотипе сохранили свои кавкасионские черты. Их этноним сохранился в названии осетинского субэтноса
туальцев
(двальцев). В грузинской географии
горные районы Центрального Кавказа
назывались Двалетия, а население от
Сванетии до Дагестана относилось к
дзурдзукским народам (т.е. нахским).
Соседями тхуал были цанары и бацбийцы.
Столицей Алании на Кавказе был город Магас (ныне – столица Ингушетии). В 13 в.
Аланское Царство было разгромлено монголо-татарами. На Северном Кавказе образовались 4 общества:
Дигор, Алагир, Куртатин, Тагаур.
Часть алан была уведена монголами и поселена на Дунае. От них ведёт начало венгерская этногруппа
ясов, утратившая ныне язык и культуру,
а ранее использовавшая в быту диалект
осетинского.
В 16-18 веках началось освоение
Закавказья, в частности области Самачабло (ныне
Южная Осетия). В 19 в. н.э. северные аланские общества вошли в состав Российской Империи, а южные – в состав
Картлийского Царства, а потом Грузинской ССР.
Про население данного региона вот что пишет
академик Н.Ф. Дубровин (1837-1894 г.г.): "Малоземельность
была причиной, что часть осетин
переселились на южный склон Гл. Хребта и
добровольно отдала себя в кабалу
грузинских помещиков. Заняв ущелья Большой
и Малой Лиахви, Рехулы, Ксани и ее притоков,
осетины стали крепостными князей
Эриставовых и Мачабеловых. Эти переселенцы
и составляют население так называемых
южных осетин и , в свою очередь, делятся
также на многие общества, называемые по
именам ущелий, ими обитаемых. Так, они
делятся на ксанских, лиахвских,
гудушаурских, маграндвалетских, джамурских
и других. Много осетин поселились в
Мтиулетском и Хевском ущелье" ( Н.
Дубровин; История войны и владычества
русских на Кавказе, т. 1, с. 187, СПб.,1871 ).
Топоним «Южная Осетия», наряду с другими
терминами - «горная Осетия», «нагорная
полоса Южной Осетии», «южные, или
карталинские, осетины» и т. д., впервые был
использован российской военной, а затем
гражданской администрацией ещё в начале XIX
столетия. Этот термин имел собирательный
характер и подразумевал южные горные
районы историко-географических областей
Картли, Рачи и Имерети, где проживало
преимущественно осетинское население (сильно
смешанное с местными грузинскими племенами).
Трансформация термина «Южная Осетия» в
обозначение административно-территориального
образования с определёнными
административными границами начинается с 1922
года, когда была образована Юго-Осетинская
автономная область Грузинской ССР. Этому
предшествовали жестокие столкновения
грузинской и местной горской администраций.
Часть осетинских сел не вошла в состав ЮО, а
осталась в Центральной Грузии. С 1992 года
Южная Осетия считается самопровозглашённой непризнанной независимой республикой Хуссар Ирыстон. Грузинская администрация считает эту терр. частью
своих четырех провинций. В 2008 году Южная
Осетия была фактически аннексирована в
пользу России, а формально объявила
независимость, признанную лишь несколькими
государствами мира.
• Территориальные и диалектные группы осетин:
Классификация внутренних связей осетинского языка – вещь довольно сложная,
несмотря на достаточную изученность и относительную простоту предмета изучения.
Антон Гюльдештедт в 18 веке
опубликовал "Афгано-дигурско-осетинский
глоссарий", где показывал связь
афганских языков пушту и дари с осетинским (иронским)
и дигорским.
Немецкий путешественник Ю. Клапрот
в 19 веке впервые отметил
разнородность осетинского языка и народа.
А.М. Шёгрен в 1844 году выделял
дигорскую, тагаурскую и юго-осетинскую речь.
Ученый
В.Ф. Миллер в 1882
году разложил осетинские диалекты следующим образом: первая группа
(алагирский
говор, куртатинский и тагаурский), включая
юго-осетинскиую туальскую речь,
вторая группа (дигорские варианты).
В 1932 году в работах
Б.А. Алборова встречается особое описание
иронского говора Моздока, равного другим иронским.
А.А. Тибилов (1965)
разделял южно-иронские
говоры на джавский, рокский, ксанский; и
выделял подговор – ванельский.
Багаев Н.К. по критерию (произношение
свистящих и шипящих) в
1965 году выделял диалекты Ц и З, а т.ж. промежуточный
двальский, который не
идентифицировался как диалект С.
Д.Г. Бекоев (1985)
рисовал такую картину:
Дигорский | Северо-иронский | Юго-иронский |
алагирский (ц/дз) куртатинский (ш/з) северо-двальский (ш/з) |
южно-двальский (ш/ж) ксанский (ц/дз) рокский (ц/дз) |
|
уаллагкомский (ш/ж) |
||
ванельский (ш/ж), гудисский (ш/ж) |
Южно-двальский
говор Бекоева тождественен джавскому
говору Тибилова. У других авторов этот
говор именуется кударским или кударо-джавским.
Встречается более дробное деление этого
варианта речи на кударо-джавскую речь (юг ЮО)
и туальскую/двальскую (север ЮО). У
Дзиццойты туальский говор соответствует
рокскому говору по классификации Бекоева.
Ю.А. Дзиццойты (2000) обнаружил, что
взаимопроникновение говоров привело к тому,
чтограницы цоканья/соканья и архаичного
чоканья/шоканья стали размываться и
современная ситуация не соответствует тому,
что описано в работах Бекоева и Багаева, в
частности, алагирский говор,
относившийся к ареалу Ц/ДЗ в 19 веке
перешел с ареал С/З, а джавский (у
Бекоева не отображается) перешел из
архаичной группы Ч (чоканье являлось
характерной чертой иранских языков) в
группу Ш.
Классификация дигорских диалектов также не
простой вопрос. В 1952 году А.Дз. Цагаева выделила
стур-дигорский и озрекский говоры. Исаев
в 1981 определил наличие собственного дигорского
говора, моздокского дигорского и горно-дигорского.
Нет среди ученых единого мнения о времени и
месте распада основных осетинских
диалектов. следует заметить, что между
носителями иронской, дигорской и юго-осетинской
речи существуют также культурные и расовые
отличия, обусловленные различными
условиями формирования.
По одной версии (Бекоев), иронцы являются
потомками аланской верхушки, дигорцы --
потомки сираков, а двалы – аорсов. Но
следует учитывать что аорсами
называли участников сармато-гамаксобского
союза племен и отдельным этносом они не
были.
В рамках этой теории первыми на Кавказ
пришли предки дигорцев, от которых
обособились кударцы (впоследствие сильно
контактировавшие с иронцами). Затем на
Кавказ переселились уже предки иронцев.
По другой версии, разделение осетин на
иронцев, дигорцев и кударцев произошло уже
на Кавказе, причем последние наиболее
сильно контактировали с местными жителями.
Некоторые ученые считают иронский диалект
следующей ступенью развития речи дигорской
и югоосетинской.
В целом структура осетинского языка
такова:
* * *
Выделяют две территориальные группы: северные, южные
(хусайраг, кударцы) и две диалектные этнические группы, которые по некоторым показателям (самоназвания –
ирон и дигор) можно считать различными этносами: иронцы (основа литературного языка) и дигорцы (запад Северной Осетии).
Свои особенности имеют и кударцы – жители ЮО, которых
т.ж. можно считать отдельным народом.
• Характеристика языка:
Осетинский язык (+ говоры и диалекты) относится к
северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской (арийской) ветви индоевропейской семьи языков. От других иранских языков осетинский отличается: в фонетике – наличием специфических «кавказских» смычно-гортанных согласных, в морфологии – многопадежным склонением.
Т.ж. кавказское влияние: отсутствие
предлогов, использование послелогов и
суффиксов, двадцатиричный счет, три времени
в сослагательном наклонении, агглютинация,
флективное спряжение глаголов. Ударение на
первый или второй слога смысловой фразы.
Осетинский язык
особо близок живому ягнобскому языку в Памире.
Некоторые различия между диалектами
осетинского языка.
Иронский | Дигорский | Южный |
ч/дж | к/г | к/г |
о | о | уое |
хь | хь | гь |
сырх (красный), цыхт (сыр) | сурх (отсуствие звука /ы/), цихт | |
сохранился указатель имен. п. /-ое/ |
• Дополнительная информация:
- Численность осетин
480 тыс. – 700 тыс. чел.,
из них по переписи 2002 года 600 человек назвали
себя дигорцами, 100 человек - иронцами.
Динамика населения Южной Осетии | |||||||
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2008 | |
осетины | 69,1 % | 68,1 % | 65,8 % | 66,5 % | 66,4 % | 66,2 % | 64,3 % |
грузины | 26,9 % | 25,9 % | 27,5 % | 28,3 % | 28,8 % | 28,9 % | 25 % |
русские | 0,2 % | 2,0 % | 2,5 % | 1,6 % | 2,1 % | 2,1 % | 2,8 % |
армяне | 1,6 % | 1,4 % | 1,6 % | 1,3 % | 1,0 % | 1,0 % | 1,21 % |
евреи * | 2,0 % | 1,9 % | 1,8 % | 1,5 % | 0,7 % | 0,4 % | 0,9 % |
другие | 0,2 % | 0,7 % | 0,9 % | 0,9 % | 1,1 % | 1,2 % | 5,8 % |
чел. |
87 375 | 106 118 | 96 807 | 99 421 | 97 988 | 99 000 | 72 000 |
* – горские и эбраэли |
- Кавкасионский
антропотип (центральный кластер)
с иранскими и понтийскими элементами. Долгое время, особенно в первые века Аланского Царства,
население центрального Кавказа имело более выраженные иранские и понтийские элементы, однако,
впоследствии преобладающим стал кавкасионский тип, встречающийся наиболее часто
в Южной Осетии и дигорских районах Северной Осетии.
- В большинстве своём исповедуют православие, однако, встречаются языческий культ бога Уастырджи и суннизм.
- Другие названия осетин: савиар (сван.), опс (мегрел.), ауапс (абх.), ири (вайнах.), дюгер (карач.-балк.), къущхъэ (адыг.).
- Североосетинские фамилии, как правило, русифицированы: Хадзиева, Дзасохов. Характеризуются звонким “дз” там, где в нахско-дагестанских языках “дж”. Южноосетинские фамилии имеют окончание “-ты” (“-ти”, “-тэ”), которое представляет собой форму множественного числа. Пример: Джугайти, Кокойты. Встречаются картвелизированные и русифицированные формы: Джугашвили, Кокоев. Очень распространена фамилия Ходов. Собственно из осетинского языка выводятся лишь 5 % фамилий, остальные имеют нахскую, картвельскую основу или религиозное происхождение.
| |
Скифский и сарматский антропотипы (северо-иранский ипамиро-ферганский) далеки от кавкасионского состояния. | Осетин
по Рипли (сверху), осетин в народном костюме (внизу слева), писатель Коста Хетагуров (внизу справа) |
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2008