Иранская группа.
* * *
ØТалыши (толыш):
Проживают на юго-востоке Азербайджана в Талышских горах и в приграничных районах Ирана. Потомки иранских племён индоевропейской семьи: мидян и их ветви – атропатенцев. Говорят на талышском языке северо-западной подгруппы иранской группы, производном от атропатенского диалекта мидийского языка.
Ленкоранский, астаринский, лерикский и массалинский говоры
объединяются в два диалекта:
северный (талыш-и
гуштасби) в Азербайджане и южный в Иране.
Талышский язык утратил иранскую фонетику и
по произношению сближается с
азербайджанским языком. Атропатенский (азари) язык господствовал в с.з. Иране и Куро-Араксинской низм. до 14 в., когда он был вытеснен огузскими наречиями. Слово «азербайджанец» (адерберанец, атропатенец) изначально относилось к населению Азербайджана, говорящему на талышском языке, а в ХХ веке стало обозначать население, говорящее на тюркском языке, которое до этого называло себя «турки», а в Российской Империи было известно, как «адербейджанские татары».
Верующие – шииты.
Антропологически талыши относятся к
каспийскому типу.
Численность – по различным подсчётам от 120 тыс. до 2 млн. человек в Азербайджане (однако, азербайджанские источники дают цифру 21 тыс. носителей талышского языка) и около 8 млн. в Иране (вкл. близкородственные
малые народы).
Талышстан был независимым ханством в XVIII в. со столицей в Ленкоране. К России был присоединен в 1813 году, вторично в 1828. В 1919 была провозглашена Талыш-Муганская ССР. В 1993 местными военными была провозглашена Талыш-Муганская Республика, продержавшаяся на мятежном положении три месяца.
Другие талышские народы (проживают в Центральном Иране): алвири-видари (диал: алвир и видар), эштехарди, гозархани, харзани, кабатей (диал: калас и кабате), карингани, хойни, кореш-э ростам, марагеи (имеется диал. дикини), разаджерди, рудбари, шахруди, такестанцы (диал: халхал, таром, занджан, харакан, раманд), тароми.
* * *
ØКурды:
Древнейшим населением географической области Курдистан в Верхнем Междуречье были хурриты и ассирийцы, а его территория являлась частью государств Урарту, Митанни, Манней, Ассирия. В 6-5 вв. до н.э. мидийская династия Ахеменидов захватила терр. Верхнего Междуречья, установив власть над местными народами. За время многовекового мидийского владычества, население данной территории приняло мидийский язык и иранскую религию зороастризм. В начале I тыс. н.э. Курдистан входил в состав Империи Сасанидов, затем в 4-5 вв. н.э. был захвачен Византией, а в 6 в. н.э. вся его терр. перешла в арабские владения. Ираноязычное население приняло шафиитский мазхаб суннитской ветви ислама, отличающийся от ханафитского мазхаба (арабы) обрядовой частью. Часть населения сохранила зороастризм, который в 11 в. н.э. модернизировался в йезидизм (шараф-ад-дин). Приверженцы йезидизма стали держаться обособленно от суннитов. В 7 в. н.э. Арабская держава распалась и Курдистан отошёл к Багдадскому Халифату Буидов. Буиды правили Верхним Междуречьем до 11 в., когда данная терр. была захвачена Ираном, а затем – монголами. С 10 в. курдские общины начинают распространяться в Закавказье. В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный Курдистан отошёл к Османии, а южный – к Ирану. Такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг). В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от перс. “Гурджистан” – «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от мидийского. Эти племена были весьма разнородны в антропологическом и религиозном плане. Их объединяло только относительно единое самосознание. Во время турецкой резни 1915 года произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и суннитов. Сунниты вместе с турками проводили “зачистки” йезидов и армян, а впоследствие сами подверглись репрессиям.
Курдская АССР в составе АзербССР существовала в 1923-1929 гг. Вскоре курды стали одним из репрессированных народов: в 1942 году несколько тысяч человек вместе с турками-месхетинцами были выселены в Среднюю Азию, откуда вернулись только 10 лет спустя и осели в Армении (по переписи 1989 года в Армении проживало 6 тыс. курдов в азербайджанских анклавах, из них 88% были йезидами) и Азербайджане (провинции Джеваншир и Зангезур, в наст. время – Лачинский и Кельбаджарский районы), но многие мигрировали в Иран и Турцию. В 1979 году курдский лидер Абдулла Оджалан, не без помощи СССР образовал на терр. Турции Курдскую Рабочую Партию (КРП), борющуюся за права угнетаемого народа. В Ираке образовались Народно-Освободительный Фронт Курдистана и Национально-Освободительная Армия Курдистана, не поддерживающие отношения с КРП. С 1985 года в Брюсселе функционирует «Курдский парламент в Изгнании». Во время Карабахского конфликта, произошёл новый раскол закавказских курдов: часть курдов-йезидов выступила на стороне армян, а курды-сунниты и остальные йезиды поддержали Азербайджан, за что были изгнаны из Армении и аннексированных земель Лачинского и Кельбаджарского районов. Порядка 12 тыс. курдов выехали на ПМЖ в ФРГ. В 1988 году Саддам Хусейн в рамках военной операции «Анфаль» уничтожил с применением химического оружия более одного миллиона курдов (как йезидов, так и суннитов) на севере Ирака. В 1998 году Оджалан получил тюремный срок в Турции.
• Родо-племенная структура.
Племена (кабилы) делятся на роды и семьи, которые относятся к трём кастам: млани (скотоводы) и зилани (земледельцы), мискен/гурани (горожане). Кабилы объединяются в аширеты (конфедерации). В наст. время хорошо изучены следующие курдские аширеты: в Ираке – дизаи, джар, миралдали, бабан, барзан, барзинджан, сулеймани, аврамани, сензи; в Иране – ровандуз, бохтан, херки, даудие, сарли, мукри, бильбас, шеккана, зафаранлу, шадулу, сурчи, в Турции – заза.
• Религия.
Ислам:
- суннитская ветвь (шафиитский мазхаб) – 75 % курдов.
- шиитская ветвь (вкл. секты али-илахов и алавитов) – незначительное число курдов ФРГ, Азербайджана и Ирана.
- суфийские ордена (кадирийя и накшабандийя) – отдельные племена в Ираке и Сирии.
Христианство:
- грегорианская ветвь – незначительное число в Армении и РФ.
Зороастризм и йезидизм:
- ахл-и-хакк («люди истины») – небольшое количество приверженцев наиболее архаичной формы зороастризма.
- йезиды (шараф-ад-дин) – порядка 1 млн. человек в Турции, Ираке, Сирии, Армении и РФ.
Иудаизм:
Исповедуется в курдо-еврейских деревнях,
жители которых по происхождению являются
курдами и ассирийцами, принявшими
еврейскую религию в Средние века.
• Подробнее о йезидах и их веровании.
В среде курдов особо выделяется этноконфессиональная группа йезидов, которые отличаются от основной массы антропологическим обликом, особым говором диалекта курманджи, загадочной религией и развитым самосознанием. По всей вероятности, ядро йезидов составили потомки мидян, державшихся обособленно среди покорённых народов Верхнего Междуречья и не принявших вместе со всеми ислам. Мидяне сохранили в чистоте зороастрийские верования, называя себя «ахл-и-хакк». В 11 в. в Курдистане появился религиозный проповедник Шейх Ади (1073-1162), чьё полное имя было Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади бен-Мусафир бен-Исмаил бен-Муса бен-Марван бен-ал-Хасан бен-Марван. Он модернизировал зороастрийский культ ахл-и-хакк, который впоследствие в его честь стали именовать «шараф-ад-дином». Это название просуществовало несколько веков, пока во время короткой независимости Курдистана, султан Эзид не признал шараф-ад-дин государственной религией курдов. Султан был свергнут персами, а народ в его честь переименовал культ «шараф-ад-дин» в «культ Эзди». Это название и принято в настоящее время, как наиболее употребительное.
Йезидизм – закрытая религия. Йезидом, как и зороастрийцем (ахл-и-хакк) можно только родиться, принять эту религию нельзя. Главной святыней йезидов является город лалеш в горах Синджара на севере Ирака, где похоронен Шейх Ади. В йезидизме многое заимствовано из семитских культов Междуречья, ислама, христианства и иудаизма. Из зороастризма пришло поклонение огню и природным стихиям. Присутствуют ограничения в еде и запрет на синий цвет (из ислама).
Верховное божество – Бог-Творец, курдский аналог семитского единого бога. Помимо Творца, особо почитается Триада:
1) ангел Мелек-Тауз (семит. “человек-павлин”) – один из библейских (коранических, талмудических) ангелов, который отказался поклониться первочеловеку Адаму, сотворённому Богом. За это Творец низверг ангела и тот стал «падшим», проще говоря, Сатаной (Дьяволом). В йезидизме присутствует запрет на ругание Сатаны (Мелек-Тауза).
2) Шейх Ади почитается, как посланник Тауза, “направивший заблудших на путь истины”.
3) Султан Эзид (Йезд) почитается, как наиболее ярый борец за права йезидов.
Для йезидизма характерно кастовое деление: две духовенские (шейхи и пиры) и одна мирская (мюриды). Ранее каст существовало гораздо больше.
• Язык и диалектные группы.
Деление на курманджи и сорани заметно только в лингвистическом плане – это две литературные формы курдского языка, имеющие идентичную грамматику, но различающиеся по фонетике и лексике и членящиеся на более мелкие племенные говоры (классификация
Курдоева и Вахби). Кудские языки составляют особую подгруппу в северо-западной группе иранских языков.
¤ Курманджи (северный, керманджи) <8 млн. человек: 3,9 млн. – в Турции, это половина всех турецких курдов; 938 тыс. – в Сирии; 200 тыс. – в Иране; 58 тыс. – в Армении, 20 тыс. – в Азербайджане >. Диалект испытал сильное армянское (в фонетике) и турецкое (в лексике) влияние. К диалекту курманджи часто относят языки племенных конфедераций херки, заза и шикаки. Диалект курманджи использует письменность на основе турецкой латиницы, до этого использовалась армянская письменность. Курды-йезиды называют свой говор диалекта курманджи – эздыки, подчёркивая сою обособленность. Заза в количестве проживают в Турции, из них 1/3 – ассимилированные армяне (т.н. денма). Другие диалекты: гувии, хеккари, джезире (ботани), урфи, байязиди, кочани, бирджанди, альбурз, санджари, джудикани. Литературная форма курманджи сложилась в 14 в. н.э. Более 20 племён имеют армянское происхождение, два племени (врштик и кяже) – предположительно еврейское (они характеризуются светло-каштановыми волосами, что указывает на смесь светлого типа, скорее всего альпийского с темноволосым).
¤ Сорани (южный, вава, коркора, курди) <6 млн. человек: 3,25 млн. – в Иране; 2,79 – в Ираке>. Носители этого диалекта проживают обособленно от основной массы курдов – в южном Иране и Ираке. Письменность – арабская. Сильное влияние арабского языка в лексике. Диалекты: арбили, хушнав, пиждар, мукри, гарруси-биджбри, ардайани-санандаджи, сулеймани, вармава, гармияни, кольяи, зангана, кирманшахи. Литературная форма сложилась в 18 веке.
Отдельными курдскими языками считаются бехдини (бандинани), сурчи.
По классификации Д. Маккензи кудская подгруппа представлена двумя литературными языками и 3 диалектными группами:
- северной (курманджи) – хорасанский говор, мосульский, хеккари, мардина и др.
- центральной (курди) – в северных районах Ирана и Ирака
- южной (сорани) – на юге Ирака и Ирана.
• Антропология.
каспийский тип памиро-ферганской ветви – курды-йезиды, часть сорани.
переднеазиатский тип балкано-кавказской ветви – курды-сунниты (курманджи и часть сорани).
кроманьонский тип (близкий альпийскому) – часть йезидов и ахл-и-хакков.
• Численность.
Курды являются самым крупным народом (данные по численности сильно разнятся: от 13 до 40 млн. человек, наиболее достоверна цифра в 20 миллионов), имеющим статус «национального меньшинства». 47% курдов проживает в Турции, 32% – в Иране, 16% – в Ираке, остальные – в других странах (США, Сирия, Азербайджан, ФРГ, Россия, Иран, Армения). В Армении около 3 тыс. курдов-мусульман и порядка 55 тыс. йезидов. В Азербайджане около 100 тыс. курдов. Территория Курдистана охватывает 500 тыс. кв. км. В Турции курды не считаются этносом и называются «тау-тюрк» (“горные турки”). В Иране курды имеют автономную область Курдистан. В Армении после событий конца 80-ых годов, остались только курды-йезиды в количестве 700 человек – городская интеллигенция, связанная родственными отношениями с армянами. А всего приверженцами йезидизма являются около 1 млн. человек. В Грузии (2005) проживает около 30 тыс. курдов-йезидов.
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007