Курды:
см.
также Курдские евреи.
см.
также Карты.
Курды
(по крайней мере, так было в начале), наряду с армянами, ассирийцами, отчасти, турками и
евреями, являются генетическими и антропологическими потомками народов
алародийской (хуррито-урартской) языковой группы. Исторический Курдистан (между
Армянским нагорьем и Загросом) в древнее время являлся частью таких государств
как Урарту, Манней, Митанни, Ассирия. Хурритские наречия окончательно
были вытеснены иранскими (в ч. мидийскими) в 850 г. до н.э. Хурритское влияние
выразилось в эргативном строе предложения современного курдского языка и
топонимике Курдистана. 75 % названий курдских племен (бухти, тирикан, базайни,
бакран, манд), 60 % названий городов, рек и озер (Мардин, Зивийа, Динавар,
Барзан) имеют хурритское происхождение.
Жители государства Мидия (соседа
хурритов) – мидийцы состояли из конфедерации 6 разнородных племен:
бузы
(«аборигены»), паратакени («кочевники»), струхат («хат» – общее
урало-алтае-дравидское слово, обозначающее «клан»), аризанты («хурриты»), будии
(название связывают с этнонимом сако-массагетского племени будинов), маги
(предположительно были связаны с шумерами).
В 6-5 вв. до н.э. мидийская династия Ахеменидов захватила терр. Верхнего
Междуречья, установив власть над местными народами. За время многовекового
иранского владычества, население данной территории приняло мидийский язык и
иранскую религию зороастризм. В начале I тыс. н.э. Курдистан входил в состав Империи Сасанидов,
затем в 4-5 вв. н.э. был захвачен Византией, а в 6 в. н.э. вся его терр.
перешла в арабские владения (государство Кайситов). Ираноязычное население
приняло шафиитский мазхаб суннитской ветви ислама, отличающийся от ханафитского
мазхаба (арабы) обрядовой частью.
В этот период начали складываться
с.з. иранские языки (в рамках Парфии), распространившие впоследствие и на ю.в.
Ирана (Белуджистан).
Часть населения сохранила
зороастризм, который в 11 в. н.э. модернизировался в йезидизм (шараф-ад-дин).
Приверженцы йезидизма стали держаться обособленно от суннитов.
В 7 в. н.э. Арабская держава
распалась и Курдистан отошёл к Багдадскому Халифату Буидов. Буиды правили
Верхним Междуречьем до 11 в., когда данная терр. была захвачена Ираном, а затем
– монголами.
С 10 в. курдские общины начинают
распространяться по Закавказью и Ирану.
В 13 в. Курдистан стал частью
Империи Сельджуков. В Малой Азии и районе Каспия происходили тесные
курдо-тюркские контакты, в результате которых некоторые курдские кланы
тюркизировались, и, наоборот, отдельные тюркские племена
пополнили ряды
курдских кланов.
В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской
Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный
Курдистан отошёл к Османии, а южный – к Ирану. Такое деление положило начало
формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и
сорани (юг). В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией,
Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от
перс. “Гурджистан” – «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали
обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от
мидийского (по другой версии этноним «кур-мандж» переводится как «сын Мидии».). Эти
племена были разнородны в антропологическом и религиозном плане. Среди них были
представители переднеазиатского, хорасанского и каспийского типов. Их
объединяло только относительно единое самосознание, а т.ж. то, что они
проживали во враждебном иноязычном окружении.
В Средние века историки делили курдов на 4 таифе (группы),
обычаи и языки которых различались: курманджи, лур, кальхор
и бани арделан, горани. Кальхор называли себя «курд», а своих соседей – племя баба – называли
«курманджи». В научной литературе диалект баба относится к группе сорани, как и
диалект арделанских курдов. Сорани противостоят курманджи.
В истории курдов известны случаи, когда племена переходили с одного диалекта на
другой. В 18 веке в Зап.Иране в Сененджене, где жили горани, поселились носители
диалекта курманджи (горге, шейх-исмаили, байлаванд, джафы) и часть горани
перешла на диалект курманджи.
В районе Биваниш в центре Загроса произошел переход племени биваниш на диалект
сорани.
Мукри называют себя «курманджи»,
но их диалект относится к сорани. Т.о. этнонимы курманджи, курд, сорани
и др. весьма
относительны.
Во время турецкой резни 1915 года
произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и иных.
Сунниты вместе с турками проводили “зачистки” йезидов и армян, а впоследствие
сами подверглись репрессиям.
Курдская АССР в составе АзербССР существовала в 1923-1929 гг. – Джеваншир и
Зангезур. Вскоре курды стали одним из репрессированных народов: в 1942 году
несколько тысяч человек вместе с турками-месхетинцами были выселены в Среднюю
Азию, откуда вернулись только 10 лет спустя и осели в Армении (по переписи 1989
года в Армении проживало 6 тыс. курдов в азербайджанских анклавах, из них 88%
были йезидами) и Азербайджане (провинции Джеваншир и Зангезур, в наст. время
– Лачинский и Кельбаджарский районы), но многие мигрировали в Иран и
Турцию.
В 1946 году в Иране была создана,
просуществовавшая недолго курдская
республика Махабад.
В 1979 году курдский лидер Абдулла Оджалан, не без помощи СССР,
образовал на терр. Турции Курдскую Рабочую Партию (КРП), борющуюся за
права угнетаемого народа. В Ираке образовались Народно-Освободительный Фронт
Курдистана и Национально-Освободительная Армия Курдистана, не
поддерживающие отношения с КРП. С 1985 года в Брюсселе функционирует «Курдский
парламент в Изгнании». Во время Карабахского конфликта, произошёл новый
раскол закавказских курдов: часть курдов-йезидов выступила на стороне армян, а
курды-сунниты и остальные йезиды поддержали Азербайджан, за что были изгнаны из
Армении и аннексированных земель Лачинского и Кельбаджарского районов. Порядка
12 тыс. курдов выехали на ПМЖ в ФРГ. В 1988 году Саддам Хусейн в рамках военной
операции «Анфаль» уничтожил с применением химического оружия
несколько тысяч курдов (как йезидов, так и суннитов) на севере Ирака. В 1998 году
Оджалан получил тюремный срок в Турции.
•
Родо-племенная структура.
Племена (кабилы) делятся на роды (кланы) и семьи. Племена
относятся к трём кастам: млани (скотоводы) и зилани
(земледельцы), мискен/гурани (горожане). Кабилы объединяются в аширеты
(конфедерации). В наст. время хорошо изучены следующие курдские аширеты: в
Ираке – дизаи, джар, миралдали, бабан, барзан, барзинджан, сулеймани,
аврамани, сензи; в Иране – ровандуз, бохтан, херки, даудие, сарли,
мукри, бильбас (йезиды), шеккаки, зафаранлу, шадулу, сурчи, в Турции – заза.
Религиозная община возглавляется аль-миром/эмиром,
ниже него – пир, затем – рахвали (работник
мавзолея Ади), кусук (отвечают за обряды
погребения), факиры (носят черные лоскуты
платья Ади), каввали (носят изображение
павлина, учат детей, следят за соблюдением
обрядов). Эрецы носят на голове шапочки
черного или красного цвета, а сверху –
красное покрывало.
•
Подробнее о йезидах и их
веровании.
В среде курдов особо выделяется этноконфессиональная группа йезидов,
которые отличаются от основной массы антропологическим обликом, особым говором
диалекта курманджи, загадочной религией и развитым самосознанием. По всей
вероятности, ядро йезидов составили потомки мидян, державшихся обособленно
среди покорённых народов Верхнего Междуречья и не принявших вместе со всеми
ислам. Мидяне сохранили в чистоте зороастрийские верования, называя себя «ахл-и-хакк».
В 11 в. в Курдистане появился религиозный проповедник Шейх Ади (1073-1162), чьё
полное имя было Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади бен-Мусафир бен-Исмаил
бен-Муса бен-Марван бен-ал-Хасан бен-Марван. Шейх Ади является автором
Священного Писания йезидов – Мишефа Реш (Черная Книга). Он модернизировал
зороастрийский культ ахл-и-хакк, который впоследствие в его честь стали
именовать «шараф-ад-дином». Это название просуществовало несколько
веков, пока во время короткой независимости Курдистана, султан Эзид не признал
шараф-ад-дин государственной религией курдов. Султан был свергнут персами, а
народ в его честь переименовал культ «шараф-ад-дин» в «культ Эзди». Это
название и принято в настоящее время, как наиболее употребительное.
Йезидизм – закрытая религия. Йезидом, как и зороастрийцем, можно только
родиться, принять эту религию нельзя. Главной святыней йезидов является город
Лалеш в горах Синджара на севере Ирака, где похоронен Шейх Ади. В йезидизме
многое заимствовано из семитских культов Междуречья, ислама, христианства и
иудаизма. Из зороастризма пришло поклонение огню и природным стихиям.
Присутствуют ограничения в еде (нельзя есть
мясо петуха, газели, рыбу, тыкву, салат) и запрет на синий цвет (из ислама),
нельзя кашлять и свистеть, играть на
музыкальных инструментах. Соблюдается
обряд обрезания при рождении. Разногласия
между йезидизмом и зороастризмом находятся в области учения о переселении душ.
В Мишефа Реш описывается
космогоническая теория йезидов, культовые
обряды и биография пророка Ади, во второй
священной книге – Мишефа Джальва (автор
- шейх Хасан аль-Басрый) – бытовые вопросы и
идея вечности.
Верховное божество – Бог-Творец, курдский аналог семитского единого
бога. Помимо Творца, особо почитается Триада:
1) ангел Мелек-Тауз (семит. “человек-павлин”) – один из библейских
(коранических, талмудических) ангелов, который отказался поклониться
первочеловеку Адаму, сотворённому Богом.
За это Творец низверг ангела и тот
стал «падшим», проще говоря, Сатаной (Дьяволом). В йезидизме присутствует
запрет на ругание Сатаны (Мелек-Тауза).
2) Шейх Ади почитается, как посланник Тауза, “направивший заблудших на
путь истины”.
3) Султан Эзид (Йезд) почитается, как наиболее ярый борец за права
йезидов.
Для йезидизма характерно кастовое деление: две духовенские (шейхи и пиры)
касты и одна мирская (мюриды). Ранее каст существовало гораздо больше.
• Язык и диалектные группы.
Лингвистически и культурно курдов можно разделить на несколько частей, говорящих на различных иранских языках.
I. Курды.
Собственно, курды,
говорящие на 3 диалектах. Это литературные курманджи и сорани, плюс переходный
диалект.
По классификации Д.Маккензи: курманджи (северный диалект), курди (центральный),
сорани (южный). Деление на курманджи и сорани заметно только в лингвистическом
плане – это две литературные формы курдского языка, имеющие идентичную
грамматику, но различающиеся по фонетике и лексике, и членящиеся на более мелкие
племенные говоры (в классификациях Курдоева и Вахби).
Для курдских диалектов характерен
эргативный строй, порядок слов в предложении
SOV, развитая система предлогов и послелогов.
¤ Курманджи (северный,
керманджи) <8 млн. человек: 3,9 млн. – в Турции, это половина
всех турецких курдов; 938 тыс. – в Сирии; 200 тыс. – в Иране (в т.ч.
средневековые поселенцы в Хорасане); 58 тыс. – в Армении, 20 тыс. – в
Азербайджане >. Диалект испытал сильное армянское (в фонетике) и
турецкое (в лексике) влияние, но в целом диалект довольно архаичен. К диалекту
курманджи часто относят языки племенных конфедераций херки и шеккаки (шикаки). Диалект курманджи использует
письменность на основе турецкой латиницы, до этого некоторое
время использовалась
армянская письменность.
Диалекты: гувии, хеккари, джезире (ботани), урфи, байязиди, кочани,
бирджанди, альбурз, санджари, джудикани и др.
Литературная форма курманджи сложилась в 14 в. н.э.
Более 20 племён имеют армянское происхождение, два племени (врштик и кяже)
– условно арамейское или еврейское (они характеризуются светло-каштановыми
волосами, что указывает на примесь
кавкасионского типа).
Курды-йезиды называют свой говор
диалекта курманджи – эздыки, подчёркивая свою обособленность.
Йезидские племена разбросаны по всей
территории Курдистана: бильбас в Иране,
дасни в Ираке, халиды из племенной
конфедерации кавалиси.
¤ Сорани (южный, вава,
коркора) и курди <6 млн. человек: 3,25 млн. – в Иране;
2,79 – в Ираке>. Носители этих диалектов проживают обособленно от
основной массы курдов – в Иране и Ираке. Письменность – арабская. Сильное
влияние арабского языка в лексике. Диалекты:
арбили, хушнав, пиждар,
гарруси-биджбри, ардайани-санандаджи, сулеймани, вармава, гармияни, кольяи,
зангана и др. Литературная форма сложилась в 18 веке.
Отдельными курдскими языками
считаются языки племенных объединений сурчи, мукри,
шеккаки и херки в
самом сердце курдского ареала. Сурчи,
шеккаки и херки тяготеют к курманджи, но являются
более консервативными. Мукри часто относят
к сорани.
Сравнение курдского языка с другими индоевропейскими.
Курд. |
Авест. |
Сскрит. |
Греч. |
Герм. |
Латин. |
Балт. |
Русс. |
Индоевроп. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эз |
Азэм |
Ахам |
Эго |
Ай
(англ.), Их (нем.) |
Эго |
Аш (лит.) |
Я |
Хегом |
Жин |
Жанай,
зан (перс.) |
|
Гинека |
Queen (англ. – королева) |
|
Женна
(прусс.) |
Жена |
Женх |
Мезин |
Мазант |
Махи |
Мегас |
Much (англ. – много) |
Магнус |
|
|
Мегх |
Жинду |
Жи, женде
(перс.) |
Живати |
Зои |
|
Вивус |
Живас |
Живой |
Жиху |
Манг |
Мах |
Мас |
Мен |
Moon (англ. – месяц), монд (нем.) |
Менсис |
Менуо |
Месяц |
Мехнс |
Мирду |
Мар,
морда (перс.) |
Марати |
Бротиос |
Murder (англ. – убийца) |
Мориор |
Мирти |
Мертвый |
Мер |
Сер |
Сарах |
Сирас |
Кара |
Harns (англ.), гехирн (нем.) |
Церебрум |
|
Череп |
Керхс |
II. Заза-горани.
К курдам часто ошибочно относят
народы заза, баджелан, горани и нек. др., говорящие на близких к курдскому
языках .
Горани
(гурани – "земледельцы"
или "горцы") живут
на
границе Ирана и Ирака в районе Сулеймании и Сенендеджа.
По происхождению являются местным
населением, смешавшимся с дайлемитами.
остепенно смешиваются
с курманджи. Изначально кочевые курды
называли горанами всех земледельцев, как
поселившихся в Загросе (выходцев из
Белуджистана), так и земледельческих
арделанских курдов. Сейчас горанами
именуют конкретную этническую группу.
Имеется несколько племен, говорящих на
диалектах языка горани.
Баджалан разбросаны по обширной
территории длиной в 500 км, проживают
совместно с мукри. Хаврами (авромани,
паваи) живут на границе Ирака и Ирана в районе
городов Касре-Ширин и Ханакин. Их диалект
наиболее архаичен. Хаврами и кандулаи
составляет ядро общности горани. Талахедешки
проживают в районе Шираза, диалект испытал
сильное персидское влияние. Малоизученные
племена: биваниджи, гахвараи, риджаби,
сайиди, зардаи.
Заза (зазаки) в количестве 3,6 млн. проживают в истоках Тигра
и Ефрата. Они являются потомками военного сословия дайлемитов, начавших
переселяться из Белуджистана в 10-11 вв., сначала в Гилян (на Каспии), затем –
в Анатолию. Заза восходит к средневековому парфянскому языку, он группируется с
талышским, белуджским, т.н. каспийскими диалектами (сангзари, мазандеран,
тати/херценди, семнани, гилянский и др.), языками ормури-парачи и курдскими в
северо-зап. подгруппу.
Не считают себя курдами, но сочувствуют курдской оппозиции. Быстро
ассимилируются из-за экзогамных браков. Около 1/3 заза – т.н. денма
(ассимилированные армяне).
В
лингвистическом и религиозном плане заза делятся на три группы:
¤ Южные заза (димли, заа)
Диалекты: сивереки, кори, хазо, мотки, шабак, думбули.
Религия: сунниты ханафитского мазхаба.
Численность: 1 млн. чел.
Ареал: Урфа, Сивер, Диярбакыр, Чермике, Чунгуш, Адияман, Гергер.
¤ Центральные заза
Представлены несколькими диалектами.
Религия: сунниты шафиитского
мазхаба.
Ареал: Бингёле, Элязыг, Диярбакыр.
¤ Северные заза (кирманджки,
алевика, димилки, дерсимки, со-бе, зоне-ма)
Диалекты весьма многочисленны и равны числу поселений.
Религия: шиизм алевитского толка.
Численность: 1,5 млн. в Турции и Ираке.
Ареал: Тунджели, Эрзинджан, Муса, Варто, Сивас, Зар, Кангал, Улас, Гюмюшхане.
III. Луры.
К курдским
племенам причисляют народности Загроса, близкие им антропологически (переднеазиатский тип) и культурно
(кочевой образ жизни), в частности племена луров – кальхори
(делятся на две части: мансури и
шахбази),
фейли и лаки (на языке лаки говорит
также курдское племя бейранванд),
говорящие на ю.з. иранских диалектах лурского языка
(к этому же языку относятся диалекты луров и
бахтиаров). Они по большей части
являются касситами и луллубеями, которых ассимилировали гутии. Один клан этого
региона носил в Средние века этноним Луллу. Касситов связывают с
народами Малой Азии, в частности с ашуйцами и картвелами. Луллубеи
предположительно были не этнической группой, а племенным союзом или кастой
«отверженных» с хурритской основой. Гутии с определенной долей
вероятности были индо-иранским народом.
IV. Зороастрийцы: парсы и гебры.
Частью курдского народа неверно
называют этноконфессиональное сообщество гебров (бехдини) – иранскую
ветвь зороастрийцев (15 тыс. чел. в Кермане). Этноним вошел в обиход в Средние
века и происходит от искаженного «гяур» (неверный). Тогда, после утверждения в Иране
ислама и падения Персии, много зороастрийцев приняли ислам, часть сохранилась в
центре горного Ирана между Йездом и Керманом,
а т.ж. в Керманшахе (запад Ирана) – либеральных городах, где
процветали также еврейские общины.
Зороастрийские общины Йезда и Кермана говорят на иранском языке, отличающемя от
персидского, лурского и курдского. Свой язык (северо-западной подгруппы, в
которой он ближе всего стоит талышскому языку) они называют дари, однако
их «дари» отличается от афганского «дари». Язык также зовется «габри»
(язык гяуров) и «бехдинан» (язык доброй религии). Часто язык зовется по
имени населенного пункта: йезди, кермани, керманшахи.
Часть зороастрийцев бежала в Индию (Гуджарат) и основала там
этноконфессиональное сообщество парсов. Генетические исследования
показали, что в результате переселения выжили, в основном, мужчины, которые
женились на местных женщинах, оставшихся незамужними и вдовами из-за войны с
мусульманами. В настоящее время насчитывается 70 тыс. чел. в районе Бомбея.
Постепенно европеизируются.
Пополнить ряды зороастрийцев во взрослом состоянии практически невозможно, для
этого нужно родиться в семье зороастрийцев.
Имеется секта ильм-е-кшнун («учение экстаза»),
характеризующаяся оккультным и эзотерическим влиянием. Её члены называют себя сахеб-е-дилан
(«хозяева сердца»). Живут в Джогешваре – пригороде Бомбея Джогешваре. Имеют
собственный Храм огня (Бехрамшах Ноуроджи Шрафф Даремехер).
V. Курдские евреи.
Этноним курдские евреи (арамейские евреи) относится к
еврейскому и арамейскому населению Курдистана, говорящему на нео-арамейских
языках, и к курдам не имеет отношения. С курдами имеются лишь отдельные
пересечения, например, курдский клан барзани представляет собой
исламизированных
арамеев из племени барзани.
• Краткая история зороастрийцев.
Термин «зороастризм» был введен в 1874 году Арчибальджом Сайсом в «Принципах
сравнительной филологии», которым он вытеснил понятие «маздаизм». Зороастр –
европеизированное имя пророка Заратуштры, ставшего очень известным благодаря
Ницше. Сами зороастрийцы называли свою религию «Мазда-ясна» (божество Мазда +
«ясна» /поклонение/). Имелся термин Бехдин (последователи «хорошей религии»),
однако сейчас этим термином называются даже люди, отдаленно имеющие отношение к
зороастризму.
Зороастризм вырос из племенных арийских верований (в ч. митраизма),
от которых осталось поклонение 4 стихиям. Ахура Мазда – первозданный
создатель, он создал ашу (порядок и правду) и доруг (хаос и
ложь). Религия проповедует равенство полов, рас, религий, ненасилие. Имеется
культ природы. Благодетелью считаются непорочность и тяжкий труд. Мир
двойственен. Идет борьба между Спента Майниу (добрым духом) и Ангра Майниу
(злым духом). Имеются мессианские идеи, вера в пришествие Пешотана – мессии.
При Ахеменидах был создан зороастрийский компендиум – Священная книга Авеста
(наметившая лингвистически переход древнеиранского языкового состояния к
среднеиранскому). Под влиянием семитских верований Ассирии развилась секта зурванитов,
в которую входили, в основном, священники. Они дополнили учение понятиями
моральных и аморальных поступков. В 10 в. н.э. зурваниты свернули свою
деятельность, а зороастризм породил йезидскую ветвь, после чего раскололся
надвое (гебры и парсы).
•
Религия.
Всн религии, исповедующиеся курдами, называются термином «йазданизм»
и объединяются «учением о 7 ангелах».
Ислам:
- суннитская ветвь (шафиитский мазхаб) – 75 % курдов.
- шиитская ветвь (вкл. секты али-илахов и алавитов) – незначительное
число курдов ФРГ, Азербайджана и Ирана.
- суфийские ордена (кадирийя и накшабандийя) – отдельные племена в Ираке
и Сирии.
Христианство:
- григорианская ветвь – незначительное число в Армении и РФ.
Зороастризм и йезидизм:
- ахл-и-хакк («люди истины») / йарсан – небольшое количество
приверженцев наиболее архаичной формы зороастризма, в основном в Кермане.
- йезиды (шараф-ад-дин) – порядка 1 млн. человек в Турции, Ираке, Сирии,
Армении и РФ.
- зороастризм – носители зороастрийско религии в
Луристане и Центральном Иране (бехдины и кальхори), относятся к курдам
некоторыми исследователями.
Иудаизм:
Исповедуется в курдско-еврейских деревнях, жители которых по происхождению
являются ассирийцами и, изредка, курдами, принявшими еврейскую религию в Средние века.
Христианство несторианской ветви (Курдская
Церковь Христа):
Исповедуется курдами-хиристи (они же --
месихи, филе), возможно, из числа
курдизированных арамеев, в нескольких
городах Ирака (Эрбиль, Киркук и Сулеймания).
•
Антропология.
В
соответствии с антропологическими
галереями первой половины 20 века, курды
Малой Азии представляются
гипердолихокефалами с переднеазиатской
профилировкой лица, равно как талыши и
жители Загроса. Если жители исторического
Курдистана в 1 тыс. н.э. были более "арменоидные",
пока в сер. 2 тыс. н.э. не начала нарастать
миграция иранских племен из Центрального
Ирана и иранизация части арабов.
Генетически курды обнаруживают родство с
евреями и арамеями.
хорасанский и семито-аравийский типы индо-аравийской (индо-средиземноморской
ветви) и каспийский тип
предположительно памиро-ферганской
ветви –
курды-йезиды, часть сорани, заза, парсы
переднеазиатский тип балкано-кавказской ветви
– большинство
курдов-суннитов (курманджи и часть сорани), горани, луры, гебры
? кавкасионский тип
(по мнению, других антропологов -
измененный альпийский тип) – незначительная часть
курманджи.
Курды семито-аравийского типа (по Рипли) |
•
Численность.
Курды являются самым крупным народом (данные по численности сильно
разнятся: от 13 до 40 млн. человек, наиболее достоверна цифра в 20 миллионов),
имеющим статус «национального меньшинства». 47-54% курдов проживает в Турции,
20-32% – в Иране, 16-20% – в Ираке, остальные – в других странах (США, Сирия,
Азербайджан, ФРГ, Россия, Иран, Армения). В Армении в 80-е годы было около 3
тыс. курдов-мусульман и порядка 55 тыс. йезидов. Территория Курдистана
охватывает более 500 тыс. кв. км. (не включая земли народов, спорно относимых к
курдам). В Турции курды не считаются этносом и называются «тау-тюрк»
(“горные турки”). В Иране курды имеют автономную область Курдистан. В
Армении после событий конца 80-ых годов, остались только курды-йезиды в
количестве 700 человек – городская интеллигенция, связанная родственными
отношениями с армянами. Всего приверженцами йезидизма являются около 1 млн.
человек. В Грузии (2005) проживает около 30 тыс. курдов-йезидов.
Курды составляют 20 % населения Турции, 20 % – Ирака, 8 % – Сирии, 7 % – Ирана.
Численность по другим странам мира: Туркменистан – 40 тыс., Германия – 800
тыс., Франция – 120 тыс., Швеция – 100 тыс., Нидерланды – 70 тыс., Швейцария –
60 тыс., Австрия – 50 тыс., Британия – 80 тыс., Греция – 25 тыс., США – 20
тыс., Канада – 6 тыс., Турция – 8-15 млн., Иран – 6,6 млн., Ирак – 6 млн., Сирия
– 2,8 млн., Афганистан – 200 тыс., Азербайджан – 150 тыс., Израиль – 100 тыс.,
Ливан – 80 тыс., Грузия – 60 тыс.
•
Расселение курдских племен по
провинциям Ирака, Ирана, Турции
(данные, обощены из
нескольких источников, вкл. средневековые,
поэтому некоторые племена могут уже не
существовать или называться по иному, а
некоторые, вновь появившиеся, не отображаться).
Регион | Племена и кланы |
• Ночия Возможно от "нав-чия", курд. – "в горах". Регион располагается к западу озера Урмия на границе Ирана, Ирака и Турции. В древности этот регион являлся центром племенного союза Наири. Предположительно, название Ночия может быть связано с термином Нахчуван/Нахичеван (см. нахско-дагестанские языки). |
В
центральной части живет курдское племя нехри
(арам. "река"), бывшее очень
влиятельным до 20 века. На севере
проживают багзадех и их ветвь – хумара,
на ю.в. – зарза (зерзан), на юге – брадост,
на ю.з. – гарди и барзани,
на западе – херки* и
банаджи, на с.з. орамар. Клан брадост, проживающий в Ночии, не имеет отношения к племени брадост, клан происходит из центрального Ирана и появился здесь в 18 веке, вытеснив ассирийский клан брадост. Барзани являются арамеями, перешедшими в ислам. |
Хварваран и Ассирия (Ирак). |
|
• Арбил | ако, дизаи, сурчи*, герди, херки*, барзани, були, ширван ба барадуст (брадост ?), зарари, хилани, бервари бала, бервари уири, хошнав, пиран |
• Ханекин | баджалан*, зенда, лейлани, какаи, шейх-базини, бибани, давуда, кахевар, палани, кагханлу, |
• Киркук | шарафбайани, барзенджи, дило, талебани, джаббари, шухан, зангана, амармель, салехи |
• Мандали | кара-алус |
• Мосул | шеккаки*, дуски, зибари, мисури, артуш, сенди |
• Сулеймания | джаф, маривани, пишдар, хамаванд, аврами, эсмаил-азизи |
Турция |
|
Многие курды являются оседлыми и потреяли племенную стратификацию. Наиболее крупные племена (по вилайетам) | |
• Адеаман | телия |
• Афион | джаханбегли |
• Агири | садерли, халати, хайдаранли, хамадикан, зиланли, бадели, адаманли, башманли, джалали, базикли. |
• Анкара | амаранли, насаерли, зириканли, джудиканли, тирикан |
• Битлис | мудеки, хазали, хасананлу, атаманикан, джаббаранли |
• Диярбакыр | диярбакри, мусек, шейхдуданли, суркишли, дерсимли, хазали, бешери, тирикан, пуран, бекиран, рашкутанли |
• Элязыг | гурус, кульбабан, синан, ашмишарт, бехирмаз |
• Эрзурум | херки*, зириканли, хасананлу, пизианли, рашванд (клан баба) |
• Газиантеп | деликанли |
• Хакари | кека, шемсики, нехри, хакари, хасананлу, баликар (баликан ?), динари |
• Кайсари | хаджибанли |
• Киршехир | амаранли, табуроглы, баракатли |
• Конья | халкани |
• Малатья | синаминли |
• Мараш | гугаришанли, кикан, валиани, недерли, нашадира, дугханли, деликанли, джеликанли, баликанли |
• Мардин | дахури, турабедин |
• Муш | мамаканли, луланли, шекерли, панджинан, саулкан, селиван, хасананлу, азли, паниджари, зерзан (зарза ?), баликан (баликар ?) |
• Сирт | миран, мусек, кавиан, дерсимли, дакхури, хосайни, джазириан, панджинан |
• Сивас | кучери, ахчешми |
• Токат | арук |
• Тунджели | милли, дерсимли |
• Урфа | гиваран, алуш, дапкасан, абу тахер, эмерзан, баран |
• Ван | махмуди, херки-, исаи, йезиды-, сепиканли, дудери, хани, джеликанли, такули, тапиан, барезанли |
• Йозгат | махани, хатуноглы, табуроглы |
Иран |
|
• Хузестан | Здесь проживают три клана племени зангана и один клан племени джалали, поселенные Надир Шахом. Раньше к югу от Ахваза проживало ещё племя аль-бу-корд. |
• Гилян | Племена рашванд (клан баба) и амарлу. Рашванд были кланом племени баба, поселенным здесь Аббасом I. Амарлу переселены Надир Шахом. |
• Мазандеран | Племена: моданлу, джаханбеглу, хваджаванд. Поселены Надир Шахом. |
• Казвин | Племена: гуйатванд, какаванд, рашванд (клан баба), маафи, баджалан*, бехтуи, уамишгазак, джалилванд, кальхори*. |
• Тегеран | В основном, кланы: пазуки, бурбур, хедаванд, урияд, зергер, нанакули, корд бача, карачорлу, кальхори* |
• Белуджистан | Здешние курды, являются потомками племен Лотафа Хан Занда, осевшими в 1794 г. в Баме и Хаше, а затем переместившихся в Центр. Белуджистан. |
• Хорасан | Потомки курдов, переселенных Шахом Аббасом I в 1600 г. Наиболее крупные племена: амарлу, шадлу, зарафанлу, кейванлу, тупканлу, карачорлу, миланлу (ветвь племени милан). |
• Керман | Жившиее здесь со времен Аббаса I племя мир-корд (еще известное, как афшары Кермана) смешалось в 1900 году с вновь прибывшим племенем сарду. |
• Фарс | С 10 в. (в
эпоху Буидов) здесь кочевали курдские
племена под предводительством Карима
Хан Занда (кланы племени шабаканкара:
рамани, эсмаили, карзуби, масуди, шакани),
а после падения династии Занд, они
смешались с кашкайской племенной тюрко-иранской
конфедерацией и стали её кланами. Племена: саккиз, зангана (состояли из 5 групп, вкл. клан бозорг из числа кашкайцев), куруни, уегини, кашкайское племя амала (кланы бурбур и урияд), кашкайское племя даррашури (кланы: лак и ванда), кашкайское племя кара-уахилу (клан кордлу), корд шули. |
• Западный Азербайджан | джалали, милан (делится на кланы-тиры: шейхканлу, дудканлу, далаи, беруки, амуи, мандула, канлу, кечланлу, кардуи, беруи, каликанлу, кезуи, келики), хайдаранлу, донболи (говорят по-турецки, живут в районе Сальмаса и Хоя), корахсунни (иранизированные тюрки к ю.в. от Хоя), шеккаки, херки*, бегзада, зарза (зерзан), пиран, мамас, мангур, мокри, дехбокри, говрак, малькари, сусени, файзу-аллах-беги |
• Восточный Азербайджан | Живущие здесь курды говорят на южно-азербайджанском языке и исповедуют шиитскую ветвь ислама. Племена: уалабианлу, мохаммад ханлу, хосайнаклу, хаджи-алилу, хасан беглу, карачорлу, деликанли, колукджанлу (ветвь шеккаков), шатаранлу (ветвь шеккаков), ахмадлу, шадлу, рашванд, маманлу. |
• Иранский Курдистан | Племена: саршив, тилакуи (иранизированные тюрки), бани арделан, джаф, хулилан, горани*, кальхори*, санджаби, шарафбайани, керинди, баджалан*, нанакули, зангана. |
• Хамадан | джамири, джузикан, шахджан |
• Лурестан | дельфан, сельсела, племя армаи из конфедерации тархан, бейранванд (говорят на диалекте лаки лурского языка), итиванд, джудеки, корд. |
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007