КАРТВЕЛЬСКАЯ
СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
|
II. СВАНСКАЯ ВЕТВЬ |
|||
1.1. Грузинская группа |
1.2.
Занская группа |
2.1.
Сванская группа |
||
> Грузины (картвелы,
картули, акыртуа, картуа)
|
> Мегрелы (маргалури, мызан, одишури, мингрельцы) |
> Сваны (лушну, сванури, шон, мушван) |
||
* Горская подгруппа (архаичная) * |
Диалекты: • сенакский
диалект (ю.в.) -
мартвили-бандза
(гегечкори) -
говор
абаша • самурзакано-зугдидский (с.з.) д. -
говор
джвари -
самурзаканский
говор -
зугдидский
говор |
Верхние
диалекты: •
верхнебальский диалет -
латали -
местиа-ленджери -
мулахи -
ипари -
кала -
ушгули • нижнебальский диалект -
эцери -
чубекхеви -
лакхамула -
пари -
цхумари -
бечо Нижние
диалекты: •
лашхский диалект -
келеди -
рцхмелури -
верхний лашхский говор • лентехский диалект -
лентехский говор -
говор долины Копури, - говор
бавари-хачеши • диалект чолури -
текаль - панаги - сакдари-чвелиери |
||
Пховские: - хевсуры - мохевцы (цон, хевинцы) - тушинцы
|
Арагвские: - пшавы - мтиулы - гудамакарцы |
|||
> Лазы (чаны, йон, чанури) |
||||
Диалекты: •
атинский диалект: -
булепско-арташенский говор - атинский говор •
вице-архавский диалект: - вицский говор - архавский говор • хопский диалект • чхальский
язык-диалект -
чхальский
говор -
борчкалинский
говор |
||||
* Равнинная подгруппа * |
||||
Западные: • имеретинцы - западный говор
(нижний,
имер-квемури) - восточный
говор (верхний,
имер-земури) • гурийцы • аджарцы •
макахельцы (западные шавшеты) • рачинцы -
равнинный
говор -
горный
говор • лечхумцы
(таквери) |
Восточные: •
картлийцы •
кахетинцы
• джавы
(джавахи)
•
имерхевцы •
кларджеты • тао |
|||
Периферийные: •
ингилойцы (говоры: кахский и алиабадский) •
ферейданцы |
Выдержки,
касающиеся картвельской семьи, из сводной таблицы схождений 35-словной базовой
лексики по методу С. Е. Яхонтова и сравнения лексических, морфологических,
словообразовательных свойств по 433 позициям (метод В. М. Иллич-Свитыча). |
|
Картвелами именуют обычно народы всех трёх
групп, говорящие на языках картвельской семьи, а грузинами
– только народы грузинской группы. |
История:
После
распада ностратической языковой макросемьи (XII-XI тыс. до н.э.),
развившейся в Загросе и Иранском плато, в
южные районы
Малой Азии (Турции) и Северную Палестину
мигрировали носители западно-ностратического
диалекта, связаннные с дольменной
культурой. Они послужили основой пракартвельского
этноса (относившегося, как и все древние ностраты к
мезодолихокефальному расовому
типу). По мнению учёных
Гамкрелидзе и Иванова индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют «сходство
вплоть до изоморфизма в схеме оформления языковых структур…». Работа
лингвиста Палтимайтиса (1984) «Пять важных картвело-балтийских и
картвело-семитских схождений» позволяет уточнить уровень сходства, как
древне-европейского с общекартвельским, так и общекартвельского с
древнесемитским.
Нижеуказанная теория развития картвелов
построена на теории Джавахишвили и
Джанашия, основанной на работах Иосифа
Флавия, данных антропологии, некоторых
археологических свидетельствах и
лингвистических данных.
В V тыс. до н.э.
началось проникновение в Палестину сев-.зап. семитских племён
(об этом подробно -- в статье про Афразийскую
семью). Пракартвелы были вынуждены отступить на север – в южные районы Малой
Азии, которые в Библии называются Фувал (эта
область была известна своими кузнецами, а
первым кузнецом в Библии считался Каин,
имевший прозвище Фувал). В IV тыс. до н.э. жители Фувала
(смешавшиеся с хаттами и приобретшие
переднеазиатские черты) переселились на
север Малой Азии, где были зафиксированы древними источниками под именем «тибарены»
(некоторые ученые относят эти племена к
лувийским, но анатолийские племена
появились в этом регионе позже).
В III тыс. до н.э.
тибарены наряду с хуррито-урартскими племенами составляли основу т.н.
кура-аракской и хирбет-керакской культуры.
До I тыс. до н.э. картвельская ономастика и
топонимика практически не представлены в
Закавказье, это может означать то, что
картвелы представляли собой маленький
этнос, зажатый между хаттами и хурритами, с
трудом сохраняя самобытность. Касситы,
появившиеся во 2 тыс. до н.э. на Иранском
плато, теоретически были картвелами.
Падение хаттской и урартской держав
привело к развитию картвел, которые начали
осваивать предгорья Северного Кавказа и
Колхидскую низменность. Примерно в 20-19 вв. до н.э. произошло
разделение картвельского праязыка на сванский и единый грузино-мегрел-чанский
(ученые объединяют мегрельский и чанский язык под одним названием
занский язык, опираясь на то, что в сванском языке «мызан»
означает «мегрел»).
Сванский язык сохранил в большей мере облик
архаичного пракартвельского языка. "Тибарены" (пракартвелы), точнее, их сванская
часть, вторглись в болотистую Колхидскую низменность. Вскоре они были вытеснены
новой волной картвельских переселенцев (грузино-занов) в горы, где произошло их
расовое смешение с местным нахско-дагестанским населением, в результате
которого, будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа
с переднеазиатскими элементами (южный
кластер кавкасионского типа).
В 8
в. до н.э. произошла дивергенция единого грузино-занского языка на,
собственно, грузинский (включая диалекты) и занский (мегрел-чанский).
К этому же периоду относится начало греческой колонизации Черноморского
побережья Кавказа.
Тогда же в Западной Грузии образовался
мегрел-чанский племенной союз кулха, который основал в 6 в. до н.э. государство Колхида
(Колхети).
Потомки тибаренцев, также частью смешавшихся с
нахско-дагестанскими племенами, в Восточной Грузии на реке Кура (Мтквари),
образовали союз иверов, и создали в 4 в. до н.э. государство Картлия
(Иберия, Иверия). Этническим субстратом для западных грузин были
ашуйские народы, а для восточных и горных – нахско-дагестанские (для
кахетинцев – кахи, для мохевцев – цанары и т.д.). По сообщениям древнегреческих
историков, до н.э. на территории современной Грузии (вкл. Абхазию и Южную
Осетию) насчитывалось 513 племён.
В I в. н.э. Картлия (Иверия) и Колхида попали
под власть Рима. В 3 в. они получили независимость, но уже в других границах и
под другими названиями: южная часть Колхиды (терр. совр. Аджарии и с.в. Малой
Азии) фигурировала как Тао-Кларджетия и Лазика (Лазети). Стоит
заметить, что этноним «лаз» имеет греческое происхождение и
появился в европейских языках в Средние века. Этим словом в Византии называли
картвельский этнос чанов.
Северная Колхида, вкл. Мегрелию и Абхазию вошли в
состав Абхазского царства (см. Северо-Кавказская семья).
Восточно-грузинское государство Иберия распалось на Картлию, Кахетию,
Месхетию (Мцхета, Самцхе) и Джавахетию.
В 4 в. на востоке
утвердилось христианство.
В то же время Лазика попала под власть Византии, а
Картлия и Кахетия вошли в состав Сасанидского Ирана.
В конце 8 в. н.э. под натиском арабских завоевателей,
восточно-грузинские племена были вынуждены отступить к побережью, где “вбили
клин” между мегрел-чанами, положив начало самостоятельному развитию лазов и
мегрелов. В результате смешения восточно-грузинских племён с мегрел-чанами и
абхазами возникли народы западной равнинной подгруппы (имеретинцы,
аджарцы, гурийцы и др.). Термин «имери» (тот народ) первоначально
относился ко всему населению Западной Грузии, он противопоставлялся «амери»
(этот народ) – населению Восточной Грузии. По другой версии, термин
Имеретия происходит от «имер» (запад). В районе Колхидской низменности появился
т.н. смешанный (переднеазиатско-понтийский) колхидский
антропотип, переходный к юго-западному
кластеру понтийского. Основная масса грузин (Центральная, Южная и Восточная Грузия) и
часть лазов сохраняли черты переднеазиатского типа, однако, среди картлийцев и
кахетинцев часто встречается смешанный кавкасионско-переднеазиатский, т.н. иберо-кавказский
антропотип. К настоящему времени
переднеазиатские черты преобладают лишь у
джавахов и месхов.
В 6 в. н.э. Византия захватила часть Картлии и Месхетию. В 9
в. н.э. в Западной Грузии Лазика получила независимость в виде Царства
Тао-Кларджетия, столицей был город Артануджи. В 12 в. Тао-Кларджетия
объединилась с Абхазией в союз, который просуществовал до 1466 года. В
В 15 в. Великая Грузия
распалась: Армения, Аджария и Лазика были захвачены турками-османами.
Образовались независимые княжества: Карталино-Кахетинское, Абхазия,
Имеретия, Гурия, Мегрелия, Сванетия.
В 19 в. эти государства стали частью
Российской Империи под именем Царство Грузия. Народы грузинской группы
картвельской семьи получили совр. название – «грузины», которое быстро
вытеснило бывший в ходу в то время термин «иберийцы».
Версия:
• Этноним «ибер» (ивер, иберийцы) происходит от «Фувал»
(Тубал): фонетические искажения “фувал–тубал–табар–табер–тибар–тибер–тибарен-ибер”.
• Название испанских иберов (hibern) имеет другое происхождение и восходит к греческому
названию ливийско-берберских народов северной Африки – berberos, т.е. “бородатые”. Этим же
термином греки именовали германские племена, от чего произошёл термин «варвары».
• Термин "Грузия, Georgia, Горгика" происходит, по наиболее
распространённым версиям: (а) от греческого «георгос» – «земледельцы»
или (б) от названия ордена Святого Георгия ; (в) по другой версии, это
слово появилось в Средние века, и происходит от арабского «гурдж» или от
персидского «горг» – “волк”, в соответствии с
арабо-ирано-тюркским названием "Гюрджистан" – "Страна
волков". Персы, неоднократно осуществлявшие набеги в эти края,
называли "Страной волков" всю ту территорию, которая
находилась выше их северной границы и прилегающих к ней стран, как с востока,
так и с запада от Каспийского моря. Термин "гурзане", "гурджи"
(“кюрджи”) изначально был отнесен, как ко всем народам Закавказья, так и к
народам, обитающим севернее Кавказского хребта. Также есть версия (г) по
которой европейские названия Грузии (Georgia) связаны с грузинским культом Луны-Гиорги.
Самоназвание крупного этноса картлийцев – «картвели» – стало обозначать
языковую общность только в 20 веке. Местное название Республики Грузия – Сакартвело
Сабчота.
Диалектная структура грузинского языка и информация о
грузинских этногруппах.
• Горская подгруппа диалектов:
- пховские диалекты распространены на северо-востоке Грузии, частью – в Чечне и
Дагестане. Имеют точки соприкосновения с нахско-дагестанскими языками,
т.к. по происхождению являются
картвелизированными цанарами, одним из
нахских (дзурдзукских - в грузинской
истории) племен южной части Кавказского
хребта. Цанары играли значительную роль в
Картлийском царстве.
Выделяют тушинский диалект, распространенный в горном
Ахметском районе, именуемом Горная Тушетия – три села с незначительным
населением. Остальные жители переселились в Нижнюю Кахетию. Тушинцы делятся на
4 родственных субэтноса, использующих в быту два тушинских говора и два
бацбийских. Чагма и гомецари говорят на тушинском диалекте грузинского языка, пирикита
и цова используют бацбийский язык нахской подгруппы.
Носители мохевского диалекта
жили в пограничных юго-
и северо-осетинских селах, в верховьях Терека, в Грузии а районе города Казбеги
(область Хеви – «долина»). Сейчас рассеяны
по всей Грузии (беженцы в результате
российско-грузинского конфликта в Южной
Осетии).
Хевсуры, жители районов пограничных с Чечней и Игнушетией постепенно мигрируют
из Хевсуретии («равнинная земля») в Кахетию. По легендам и псевдонаучным изысканиям
считаются потомками крестоносцев.
- арагвские диалекты распространены в течении реки Арагви.
Носители пшавского диалекта живут в верхем течении
Иори и Арагви – т.н. область Пшавели.
Мтиулы (mta –
гора) и гудамакарцы – две родственные этногруппы живут на реке Арагви в
районе города Душети.
• Равнинная подгруппа диалектов:
- восточная общность состоит из очень близких диалектов – картлийского,
джавахского, месхского и кахетинского.
Картлийцы живут в исторической области Картли, на реке Кура, в самом
сердце Грузии. Картлийский диалект имеет несколько говоров: (а)
нижне-арагвский, возникший в результате смешения с арагвскими диалектами; (б)
боржомский, испытавший в 19 веке имеретинское влияние (населенные пункты Боржоми,
Хашури); (в) киврули – говор грузинских евреев с большим количеством
заимствований из иврита, число носителей – 20 тысяч в Грузии и 50 тысяч в
Израиле.
В Северной Осетии и Дагестане встречаются люди говорящие на
(г) кизляр-моздокском
говоре картлийского диалекта (литературного грузинского) языка.
Кахетинцы живут в области Кахетия на востоке Грузии. Особо выделяется
говор области Тианети на реке Иори, возникший в результате смешения с горскими
диалектами.
К кахетинскому близок имерхевский диалект («imer-hevi» – “западная долина”) в Турции, в
районе городов Артвин и Мейданчик, на реке Берта, но в современном виде
имерхевский диалект следует относить к южной общности. Имерхевцы считают себя
историческими кахетинцами, переселившимися в этот район.
Носители месхского (месхетинского) диалекта
базируются вокруг города Ахалцихе в
исторической области Самцхе (Месхетия). Часть
месхов – мусульмане.
Джавахи живут в области Джавахети вокруг города Ахалкалаки.
- западная общность диалектов имеет более сложную структуру.
Имеретинский диалект распространен в Западной Грузии и, частично, в Турции. В
нем выделяют два обособленных говора – вехнеимеретинский, переходный к
картлийскому диалекту и близкий боржомскому говору последнего, и
нижнеимеретинский, испытавший влияние мегрельского языка – на реке Риони.
Носители очень близких рачинского и лечхумского
диалектов (рачинско-лечхумская зона) отличаются антропологически и, в некоторой
степени, культурно. Рачинцы живут в исторической области Рача, у них выделяется
обособленный верхнерачинский говор. Лечхумцы живут в области Лечхуми на реке
Риони. Гурийско-аджарская диалектная зона распространена на крайнем юго-западе
Грузии и в Турции. Гурийский диалект (мегр. «гури» – «сердце» или
«отдых») распространен в бассейне реки Супса и на Черноморском побережье.
Аджарцы (ачарули) – основное население Аджарии и с.в. побережья Турции.
- южная общность
диалектов (до 90
тыс. носителей), распространенная на с.в. Турции не являются генетически
родственной и близкой, и объединяется по географическому признаку.
Взаимопонимание между диалектами отсутствует. Исторически происходит от
западно-грузинской общности, от которой откололась в середине 1 тыс. н.э.
Носители кларджетского (нижне-чорохского, борчкалинского) диалекта
живут к северу от города Артвин на реке Чорох и в долине Мургул-Гёкташ. Диалект
пархали распространен в трех деревнях на одноименной реке к западу от
Артвина.
Имеется вымерший вариант речи – диалект области Тао
(Олту) к с.в. от Эрзрума, исчез в 18 веке.
Макахельский диалект распространен в Турции на границе с Аджарией в 5 селах. Он
является переходным между западно-грузинскими и другими южно-грузинскими.
- к периферийным диалектам относятся ингилойский и
производный от него ферейданский. Генетически они близки восточной подгруппе.
Ингилойцы (этноним происходит либо от араб. «хенгилоус» –
«обращенный», либо от азерб. «еги-йол» – «новый путь») проживают по большей
части в Алазанской долине Азербайджана (Саингило/Эретия). Являются потомками
кахетинцев, перешедших в ислам в 17 в. Различают два варианта ингилойской речи:
алиабадский говор мусульман-суннитов в районе Мосула и Алиабада, и кахский
говор православных христиан в районе Кахи. Фонетика близка
дагестанской,
морфология – азербайджанской.
Ферейданцы – потомки переселенцев 17 века из Саингило-Эретии и Кахетии
в Западный Иран. В настоящее время встречаются в 14 древнях провинций Фарс,
Гилян и Мазандеран. Язык сохранил средневековый облик со значительным
персидским вляинием.
Сванский язык.
Наиболее древний из всех картвельских, это связано с высокогорной изоляцией его
носителей. Помимо очень древних картвельских форм, в сванском встречаются
заимствования из адыго-абхазских, нахских и неидентифицированные элементы
(вероятно, какие-то другие северо-кавказские
или малоазиатские корни). От других картвельских
отличается развитой системой гласных звуков.
Делится на два сильноразличающихся диалектные группы, которые можно считать
самостоятельными языками.
• Бальские (верхнесванские) диалекты распространены в верхнем течении
реки Ингури, в районе селения Местиа, часть носителей этих диалектов живет в
Абхазии на реке Кодори.
- Верхнебальский (мужало-мулахский, бальсземоури) диалект подразделяется
на говоры: латали, местиа-ленджери, мулахи (на реке Ненскра), ипари, кала (на
долине Накра), ушгули, лензер. Ареал наибольшего распространения находится к
востоку от Местиа.
- Нихнебальский диалект (таврарский, бальсквемоури) делится на говоры:
эцери, чубекхеви, лакхамула, пари (в долине Накра), цхумари, бечо (в долине
Дольри). Ареал распространения -- к западу от Местиа, на реках Ингури и Кодори.
• Нижнесванские диалекты распространены на реке Цхенисцкали и в районе
города Лентехи.
- Лентехский диалект состоит из лентехского говора, говора долины Копури,
говора бавари-хачеши (долина Хеледула). Его носители живут к западу от Лентехи.
К лентехскому иногда причисляют чолурский диалект.
- Лашхский (лашхетский) диалект включает в себя говор келеди на реке
Келедула, говор рцхмелури, верхний лашский говор (в истоках Цхенисцкали).
Носители живут к югу и в. от Лентехи.
- Чолурский диалект – в районе города Лентехи. Говоры: текаль, панаги,
сакдари-чвелиери (в деревне Скадари, считается смешанным лентехско-чопурским).
Мегрельский язык.
Второй по численности в Грузии. Распространен в Восточной Абхазии и Западной
Грузии. Делится на диалекты, между которыми наблюдаются лексические различия.
• Сенакский диалект распространен в Западной Грузии к северу от реки
Риони, в районе города Цхакая. Выделяют мартвильский говор города
Гегечкори.
• Самурзакано-зугдидский диалект имеет больше вариантов. Носители самурзаканского
говора живут в Гальскоми районе Абхазии, постепенно мигрируют в Грузию. Зугдидский
говор распространен в бассейне реки Ингури. Джварский говор характерен
для села Джвари на Ингури.
Лазский язык.
Распространен за пределами Грузии и в одном грузинском селении Сарпи. Четкой
классификации многочисленных говоров не имеется. Говоры взаимопониманиемы и
группируются внутри нескольких диалектов.
От других картвельских отличается наличием дополнительных фонем – /f/ и разновидности /h/, окончанием всех частей речи на
гласный, расширенным составом префиксов, турецко-греческим влиянием.
• Атинский (пазарский) диалект распространен в Турции к с.в. от селений
Ризе и Мердивенли. Имеются булепско-арташенский говор (селение Ардешен)
и атинский (район Пазара).
• Вице-архавский диалект распространен в районе селений Финдикли (Вице)
и Архава. Имеет несколько говоров.
• Хопский диалект занимает промежуточное положение внутри занской
группы, однако в нем больше лазских черт. Он распространен в районе Сарпи и
Хопа.
• Чхальский диалект иногда считется отдельным языком занской группы наряду
с мегрельским и лазским. Распространен в ущелье р. Чхали.
Численность народов:
Грузины – 3,8 млн. чел.
• имеретинцы (800 тыс. чел.)
• гурийцы
(143 тыс. чел.)
•
кахетинцы (400 тыс. чел.)
• аджарцы
(325 тыс. чел.)
•
тао-кларджеты (40 тыс. чел.)
• ингилойцы
(14 тыс. чел.)
•
ферейданцы (10 тыч. чел.)
Мегрелы – 400 тыс. чел. в провинции “Самергело – Земо Сванети” и
абхазской провинции “Самурзакано”.
Лазы – 150 тыс. чел. в причерноморской полосе Сев. Вост. Турции (Турецкий
Лазистан) до границы с Грузией и часть села Сарпи в Грузии. Небольшие группы
рассеяны по глубинным районам Турции, а также по ряду населённых пунктов
черноморского побережья в Аджарии и Абхазии (в прошлом – и в Крыму).
Сваны – 80 тыс. чел. в Местийском и Лентехском р-нах Грузии (провинции “Самергело
– Земо Сванети”, “Рача-Лечхуми – Квемо Сванети”) и в Абхазии (провинция
“Самурзакано”).
Религия:
Основная масса грузин – православные христиане Грузинской
Автокефальной Церкви.
Аджарцы (15 %), лазы, месхи (10 %), имерхевцы и ингилойцы – приверженцы суннитской ветви
ислама.
«Ингилойцы» – частью ингилойцев православные, частью сунниты.
Ферейданцы – шииты.
Антропология: Карта расовых типов Грузии
В антропологическом
плане грузинские народы относятся к различным типам европеоидной расы.
Расовое деление почти совпадает с диалектным.
|
|
Переднеазиатский
тип (арменоидный и иберийско-кавказский /квирильский, |
Понтийский тип (колхидский |
Кавкасионский тип (южный /лиахво- |
Каспийский тип (западный кластер) |
|
Пховские
|
- |
- |
+ |
- |
Арагвские |
- |
- |
+ |
- |
|
Западные |
- |
имеретинцы, гурийцы, аджарцы,
лечхумцы, макахельцы |
рачинцы* |
- |
|
Восточные |
+ |
- |
- |
- |
|
Южные |
имерхевцы** |
тао, кладжеты, пархали |
- |
- |
|
Периферийные |
+ |
- |
- |
+*** |
|
|
Мегрелы |
- |
+ |
- |
- |
Лазы |
- |
+ |
- |
- |
|
|
Сваны |
- |
- |
+ |
- |
* – рачинцы, вероятно, представляют собой, асссимилированное
лечхумцами кавкасионское население.
** – имерхецы – потомки кахетинцев.
*** – часть ингилойцев и ферейданцев в результате смешения с
азербайджанцами и иранцами приобрела каспийские черты.
Распределение групп крови по
Грузии (в целом) выглядит так:
|
I |
II |
III |
IV |
грузины |
45 % |
37 % |
12 % |
4 % |
Характеристика
языка:
В грузинском языке 5 гласных и 28 согласных звуков.
Распространены сочетания согласных вида «переднеязычный»
+ «заднеязычный» типа [тк], [дг], [чх], [цх] – т.н. гармонические
пары. Теоретически возможны последовательности до 9 согласных подряд <“мсхврплс” – “жертве” (дат. падеж), "гвпрцквни" -- "you peel us",
"мцвртнели" -- "trainer",
"gvbrdgvni" --
"you tear us">. В картвельских языках очень слабо выражено
ударение (фиксация – в зависимости от диалекта, но в основном – на нечётные
слога, начиная с первого), смыслоразличительной функции не имеет. На слух
ударение часто определяется на предпоследнем слоге.
Порядок слов в предложении относительно свободный.
Характерна агглютинация.
Морфология глагола очень сложна, включает множество типов
спряжения, различия между которыми не всегда мотивированы семантически или
формально; широко распространен супплетивизм,
т.е. употребление разных корней для выражения грамматических значений одной и
той же лексемы, например:
"в-жреби" – «делаю», "в-изам" – «сделаю», "в-кени"
– «(я) сделал», "в-амбоб" –
«говорю», "в-ткви" – «(я)
сказал», "в-ткьви" –
«скажу», "в-эубнеби" – «говорю
ему», "в-учари" – «(я)
сказал ему» и т.д.
В глаголе выражаются словоизменительные категории времени, вида, наклонения, лица, числа и
словообразовательные категории залога,
версии (отношения действия к лицу, заинтересованному в его результате), каузатива (понудительности), направительности и результатива. Глагол одновременно согласуется с подлежащим и
дополнением по лицу и числу.
Наиболее важным для грамматики грузинского языка является
разграничение четырех основных классов глаголов, каждый из которых характеризуется
особой семантикой, типом оформления подлежащего и дополнений и способом
выражения словоизменительных категорий: переходные,
непереходные глаголы активного действия,
непереходные глаголы состояния или
процесса и инверсивные глаголы (в
основном со значением эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности
или обладания).
Первоначально в основу литературного языка лёг ханметный
(использование твёрдого “х”, передаваемого буквой «хан») вариант – кахетинский
диалекта. Это был период древнегрузинского языка (5-11 вв.). с 12 по 18 в ходу
был среднегрузинский язык. В 18 в. н.э. на смену пришёл хаэметный
вариант (мягкое “х”, передаваемое буквой «хаэ») – картлийский диалект нового
грузинского языка.
Картвельские языки, кроме лазского, являются, по типологии, номинативно-профлективными и сближаются по этому критерию с семито-хамитскими. Лазский язык является прономинативно-профлективным (к этой группе относятся всего два языка – лазский и языки бурушаски <сино-кавказская макросемья>).
Этапы
развития письменности:
Письменность
создана в 4 в. до н.э. на основе восточно-арамейского алфавита
(по другой версии, на основе
древнегреческого). Буквы имеют
также числовое значение.
Названия букв, передающих гласные звуки,
образованы по схеме Гн, полугласные – Се,
долгие гласные – хГ, согласные – Гае, СГр,
СГн, где С – согл., Г – гл.
IV-IX вв. н.э. – «асомтаврули» (“заглавное”) или «мргловани»
– церковный алфавит, легший в
основу современного
IX-XI вв.
н.э. – «нусха-хуцури» (“строчное”) или «нусхури» – скорописный
вариант церковного
С XI в. н.э. – «саэро» (“светское”) или «мхедрули» – гражданский алфавит, сильноотличающийся от светского
Картвельские
фамилии имеют характерные окончания
(по данным специздания «Фамилии
Грузии», 1997 год и по материалам ученого Юрия Чиковани):
Окончание |
Число носителей
на 1997 год |
Этимология и распространение |
|
-дзе |
1 649 222 человека |
Окончание соответствует русскому
окончанию “-ов”. Наиболее распространено в Западной Грузии (Гурия, Имеретия,
Аджария). В результате миграции их носители появились в Рача-Лечхуми и
Картлии. Гонгадзе (Имеретия), Думбадзе (Гурия),
Силагадзе (Лечхуми), Арчуадзе (Рача) – если обратить внимание на корень
фамилии, то по некоторым признакам можно определить её точное происхождение.
Искл.: Джапаридзе, в основном, сваны. |
|
-швили |
1 303 723 человека |
Переводится как «дитё, ребёнок». Встречается,
обычно, в Восточной Грузии (Картлия, Кахетия, Месхетия, Джавахетия). Фамилия
Махарашвили встречается, в основном, у кахетинцев. В частых случаях носители
фамилий на “-швили” (особенно на “-ашвили”) имеют некартвельское (в т.ч.
еврейское) происхождение: Асланикашвили (корень
“Аслан”), Глигвашвили (это фамилия встречается среди кистинцев – вайнахов
живущих в Кахетии), Саакашвили (от армянского имени Саак), Джугашвили (от
осетинской фамилии Джугайты). С помощью
этого суффикса образовывались
грузинизированные фамилии. |
|
-иа
(-ия) -аиа (-ая) |
494 224 человека |
Уменьшительное окончание
существительных. Распространено в Мегрелии и Абхазии. Часто встречаются в
Абхазии. Пример: Берия, Гулиа, Гурцкая, Цвирицкаиа,
Чантурия, Кварацхелия. Искл.: еврейская фамилия
Лурия (Лория), ведущая происхождение от названия итал. города. |
|
-ава (-ва) |
200 642 человека |
Также мегрельское окончание,
соответствует, вероятно, славянскому “-ский”, но оно, обычно, не произносится
мегрелами. |
|
-ани (-они) |
129 204 человека |
• Сванское окончание (аналог “-ский”), распространённое
ныне в Сванетии, Лечхуми, в Имеретии и Раче. • В Восточной Грузии встречается созвучное грузинское
окончание “-иани”, указывающее на очень знатное происхождение. Разницу можно
определить только зная в равной мере сванский и грузинский язык на основе
анализа корня фамилии. • Армянские фамилии на “-ян” в грузинской транскрипции
читаются с окончанием “-иани” – Петросиани. • Примеры: Гордезиани
(Сванетия), Дадешкелиани (Сванетия, княжеская фамилия), Мушкудиани (Лечхуми),
Ахвледиани (Лечхуми), Геловани (Лечхуми, княжеская фамилия), Иоселиани
(Имерети), Жоржолиани (Имерети), Чиковани (Мегрелия), Дадиани (Мегрелия,
княжеская фамилия, они были властителями всей области), Орбелиани (княжеская
фамилия), Китовани. |
|
-ури |
76 044 человека |
Данное окончание распространено в Горной Грузии у народов
пховской группы (хевсуров, мохевцев, тушинцев). Например: Дзидзигури,
Апхазури, Паташури. |
|
-уа
(-уя) |
74 817 человек |
Мегрельское окончание, наиболее часто встречающееся в
Абхазии и, реже, в Грузии. Например: Чкадуя, Гогуа,
Тодуа. По происхождению - абхазское
окончание. |
|
-ели
(-ел) |
55 017 человек |
Окончания встречаются обычно в Раче, за её пределами известны
лишь Пирвели (Сванетия) и Мачабели (Картлия). Представляют собой форму,
используемую для образования причастий, например, “мкидвели” (от “кидва” –
покупать) – «покупающий, покупатель». Пример: Руставели, Церетели,
Митревели. Фамилия Гверд-цители составная
и может не иметь отношение к Раче. |
|
-ули |
23 763 человека |
Фонетический вариант “-ури”, распространённый среди
народов арагвской группы (мтиулов, гудамакарцев, пшавов) в Горной Грузии. |
|
-ши
(-ш) |
7 263 человека |
Лазское окончание. Встречается в Аджарии и Гурии. Вид мн.
числа. Например: Халваши, Тугуши. |
|
-ба |
Кол-во неизвестно |
Лазский аналог мегрельского “-ава”. Очень редкое
окончание. Не путать с абхазским “-ба”. |
|
-скири
(-скирия) |
2 375 человек |
Редкое мегрельское окончание. Например: Цулеискири,
Панаскири, Квеквескири. |
|
-чкори |
1 831 человек |
Редкое мегрельское окончание. Например: Гегечкори
("Слуга Геге") |
|
-ква |
1 023 человека |
Редкое мегрельское и гурийское окончание. Например: Ингороква,
Гелеква, Роква. ”Ква” –
«камень» (груз.), «сын» (черк.). Есть версия,
что носители этих фамилий имеют
негрузинское происхождение. |
|
-енти
(-онти) |
Кол-во неизвестно |
Лазский и аджарский суффикс. Например: Глонти, Жгенти. |
|
-скуа (-скуя) |
Кол-во неизвестно |
Мегрельский вариант “-швили” (сын). Встречается в Мегрелии.
Учаскуа, Кураскуа |
|
-ари |
Кол-во неизвестно |
Редкое окончание, когда какой-либо
термин становится фамлией. Пример: Амилахвари
(военная должность). |
|
Часто
грузинскими считают фамилии понтийских греков на “-иди”, “-ади” и “-аки” (Саввиди,
Кивелиди, Романиди, Канделаки, Андриади, Казанзаки). Фамилии содержащие звук “дж” чаще всего мегрельские. В Грузии встречается европейская фамилия Марр, носители
которой живут также в Европе. Вайнахское происхождение имеют следующие роды: Чопикашвили, Казбеги, Циклаури,
Цицкашвили. |
|||
Мегрельские
окончания: -иа, -ия, -аиа, -ая, -ава, -ва, -уа, -уя, -скири, -скирия, -чкори,
-ква, -скуа, -скуя. Лазские и
аджарские окончания: -енти, -онти, -ба, -ши, -ш. Западногрузинское
окончание: -дзе. Без терр.
привязки: -ари. |
Восточногрузинское
окончание: -швили. Сванские
окончания: -ани, -они. Рачинские
окончания: -ели. Пховское
окончание: -ури. Мтиуло-пшавское
окончание: -ули. |
||
Наиболее
распространенные (на 2002 год) грузинские имена и фамилии /чел./. Имена
мужские: Гиорги/Георгий
(147 545), Давит/Давид (76 051), Зураб (49 789), Александре/Александр (42
751), Леван (41 851), Михеил/Михаил (35 681). Имена
женские: Беридзе
(24 797), Капанадзе (18 550), Гелашвили (17 995), Майсурадзе (16 516),
Гиоргадзе (14 582), Кварацхелия (13 618), Ломидзе (12 949), Шенгелия (12
764), Циклаури (12 499), Хуцишвили (11 062), Болквадзе (11 059), Нозадзе (10
784), Абуладзе (10 438), Гоголадзе (9 791), Табатадзе (9 506), Микеладзе (9
454), Мчедлишвили ( 9 359), Церцвадзе (8 500), Долидзе (8 449), Абашидзе (8
322), Махарадзе (8 241), Мачарашвили (8 099), Тодуа (8 079), Диасамидзе (8
017), Метревели (7 685), Шония (7 648), Катамадзе (7 592), Кавтарадзе (7
494), Джапаридзе (7 378), Кобахидзе
(7 271), Челидзе (7173), Пипия (7 142), Путкарадзе (7 003), Чхаидзе (6 977),
Барбакадзе (6 928), Джавахишвили (6 893), Самхарадзе (6 801), Чантурия (6
698), Думбадзе (6 632), Меладзе (6 479), Цецхладзе (6 463), Модебадзе (6
435), Джикия (6 432), Цинцадзе (6 396), Габуния (6 389), Шубитидзе (6 374),
Бочоришвили (6 175) Сихарулидзе (6 156), Давитадзе (6 156), Чубинидзе (6
139). Знатные
фамилии (1820 год): Абамелики,
Абашидзе, Агиашвили, Авалишвили, Аматуни, Амилахвари, Амиреджиби,
Андроникашвили, Анчабадзе, Ачба, Аргутински, Асатиани, Апакидзе, Абхази,
Ахвледиани, Бабадиши, Бараташвили, Бебуташвили, Габашвили, Гардапхадзе,
Гедеванишвили, Геловани, Гугунава, Гурамишвили, Гуриели, Гургенидзе,
Дадешкелиани, Дадиани, Дгебуадзе, Диасамидзе, Эмухвари, Эристави, Вачнадзе,
Вахвахишвили, Везиришвили, Тавдгиридзе, Тархан-Мурави, Тархнишвили,
Тактакишвили, Туманишвили, Туркестанишвили, Иашвили, Инал-Ипа, Иналишвили,
Калатозишвили, Кавказишвили, Лионидзе, Лорткипаридзе, Маршания,
Махименишвили, Магалашвили, Макашвили, Мачабели, Мачутадзе, Меликишвили,
Микадзе, Микеладзе, Мхеидзе, Накашидзе, Ниджарадзе, Орбелиани, Ратишвили,
Робиташвили, Русишвили, Сагинашвили, Сидамон-Эристави, Сумбаташвили,
Сологашвили, Тушишвили, Павленишвили, Палавандишвили, Пагава, Кобулашвили,
Кочакидзе, каралашвили, Кипиани, Шаликашвили, Шервашидзе, Шелия, Чаабалурхва,
Сотхишвили, Черекзишвили, Чиковани, Чиджавадзе, Чичуа, Чолокашвили, Чкотуа,
Чхеидзе, Цицишвили, Дзяпш-Ипа, Церетели, Цулукидзе, Чавчавадзе,
Кхеркхеулидзе, Хидирбегишвили, Химшиашвили, Ходжаминасови, Джавахишвили,
Джаяни, Джандиери, Джапаридзе, Джорджадзе. |
|||
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2008