ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ СЛАВЯН.
 

Славяне во время прихода на Балканы (Балканы – турецкое название гор, известных у греков, как «Хэмос», а у славян, как «Стара-Планина») в 5–7 вв. н.э. насчитывали около 100 тыс. человек. Вместе с ними на Балканы вторглись авары (обры, жоужани, чжурчжени). Самым мощным кочевым объединением в то время были готы (300 тыс. человек). Римская империя насчитывала 60 млн. человек, Византия – 4 млн., в Константинополе жило около 1 млн., в Иллирии – 700 тыс., в Македонии – 500 тыс., во Фракии – 600 тыс. Немногочисленные славянские пришельцы расселились на обширной территории от Норикских гор (Австрийские Альпы) до Черного моря, от Карпат до Эпира. Самым западным племенем стали хорутане (Альпы), на реках Сава и Тиса поселились хорваты и сербы. По происхождению этнонимы «серб» и «хорват» иранские: это названия сарматских племен, родом из которых были наемные вожди славянских племен («сорбой» и «хорув»).

В конце 6 в. н.э. первым южно-славянским государством стала Склавиния в районе Македонии, однако она просуществовала всего несколько десятилетий и была разрушена Византией. В первой половине 7 века у славян к югу от Дуная образовался Союз семи дунайских племен (союз Антов, восходящий к восточнославянскому населению Поднепровья), к нему примыкали северяне, жившие в Южных Карпатах. Южные славяне жили племенными объединениями – жупами, разбросанными среди Динарских гор.

Время заселения славянами Балкан совпало с приходом на Дунай тюрков-булгар, которые подчинили себе часть антов и образовали Болгарское ханство (Первое Болгарское царство), первым правителем был хан Аспарух. В 9 в. Болгария стала довольно сильным государством. Тюрки были ассимилированы. При Симеоне Великом Болгария захватила почти весь полуостров, кроме Греции и Хорватии. После смерти Симеона начался постепенный распад Первого Болгарского царства, завершившийся в 1018 году.

Сербские племена делились на две части: западные и восточные. Западные жили на территории Герцеговины и Черногории (Зета), а восточные – на Дунае и Саве. В 836–843 гг. восточно-сербский князь Властимир образовал государство Рашка. Попытки западных сербов основать своё государство – Диоклею, не увенчались успехом.

В 9 веке возникла Хорватия, но вскоре она была захвачена Венецией, а после – до 15 века находилась в составе Венгрии. В районе Динарских гор находилась обособленная область Пагания («Земля язычников»), противящаяся любой цивилизации.

В 12 веке Рашка объединила сербские земли и до 14 века Сербия была одним из важных политических объединений Балкан.

После ослабления Византии, на Балканах ведущую роль стали играть Сербия и Болгария. В 13–14 вв. было образовано Второе Болгарское царство, но уже без участия тюрков-булгар, зато со значительным валашским (балкано-романским) компонентом. В 1396 году Болгария была захвачена турками, которые господствовали аж до начала 20 века. Сербия в 14 веке также попала под власть Турции, произошло это после решающей битвы на Косовом поле. Тяготеющие к Италии жители будущих Хорватии и Словении приняли католичество. Сербы, черногорцы, тяготеющие к Греции и России, стали православными. Часть населения центральной Боснии приняло ислам, и для отличия от соседних народов стало называть себя «мусульмане». За пределами своей страны они известны, как «боснийцы» (босняки).

Во второй половине Средних веков и до начала 20 века Хорватия и Словения находились в составе Австро-Венгрии, а Болгария – в составе, сначала, Османии, а потом – Турции. Небольшой период времени независимыми были Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина (Боснией зовется равнинная территория по реке Босна, Герцеговиной – южные горные районы в Динарских горах).

После распада Австро-Венгрии и поражения Турции в Первой Мировой образовались следующие южнославянские государства: Истрия, Словения, Славония, Босния, Далмация, Герцеговина, Сербия, Черногория, Болгария, Македония. После Второй мировой войны образовалась СФРЮ, которая просуществовала до 1991 года.

 

Югославы.

В 1961 году в СФРЮ образовалась специфическая этническая группа «югославов» (югословени). Первоначально их насчитывалось 317 тыс. человек. К 1981 году число увеличилось до 1,22 млн. (5,4 % населения СФРЮ). Большинство «югославов» проживало в Хорватии (379 тыс./8,2 % населения), БиГ (326 тыс./7,9 %), Воеводине.

Существует также группа лиц, указывающая лишь свою региональную принадлежность.

 

Сербы.

Политическое ядро Югославии. Обособленность сербов от хорватов и боснийцев развивалась по религиозному принципу, которые приняли православие и тяготели к Византии. Отличие также проявилось в кириллической письменности. К сербам, в современном понимании, относят православное население Сербии, Сербской Краины (Славонии) и Восточной Боснии, говорящее на вариантах штокавского языка (косовско-ресавском, восточно-боснийском, шумадинско-воеводинском, славонском, отчасти на восточно-боснийском) и носителей торлакского языка на юге Сербии..
В Косово и Метохии сербский язык представлен восемью говорами, три из которых используются сербами-мусульманами.
Гораны считают себя славянами. Диалект характеризуется наличием определенного артикля. Живут в 17 селах на ю.з. Косова, в 9 селах Албании, в 2 селах Македонии.
Прекоки слабо ассоциируют себя со славянами. Симпатизируют албанцам и боснийцам. Говор смешанный сербско-македонский.
Сретечские жупане считают себя славянами. Говор смешанного типа, близкий прекокскому.

 

Боснийцы-мусульмане.

История.

Этот народ сформировался, в основном, на территории Боснии, Далмации и Герцеговины, где политика исламизации Балканского полуострова, проводившаяся Османской империей, принесла наиболее ощутимые результаты.  Населением этого региона, исповедовавшим ислам, первоначально стали поселившиеся здесь в период османского господства турки, арабы, выходцы с Кавказа и другие лица, обладавшие властью и наделенные привилегиями. И хотя переселенцев было сравнительно мало, воздействие их на культуру и быт местного населения было сильным. Как известно, во время османского господства на Балканах часть христианского населения перешла в ислам. Целью этого явления было стремление сохранить и приумножить прежние привилегии (феодалами, чиновниками, торговцами) или получить их (крестьянами, ремесленниками). Подобный процесс имел место не только в Боснии и Герцеговине, но в отличие от других югославянских регионов, исламизация здесь охватила и часть крестьянства, т. е. была более массовой. Кроме того, с конца XVII в. и до последней четверти XIX в. шел приток в Боснию и Герцеговину мусульман из различных югославянских краев (Боки, Далмации, Лики, Славонии, Сербии и др.), освобождавшихся от османского гнета.
По-венгерски Бесеньё – Страна Ястребов. Этот термин (Босния) утвердился во времена Австро-Венгрии.

В результате в Боснии и Герцеговине больше всего сконцентрировалось лиц югославянского происхождения, взамен христианства (православия и католицизма) принявших ислам. Именно они и составили основу современного народа, который в Югославии стали называть «мусульманами». Нередко новую религию в начале воспринимали как бы формально, считая отступничество от веры отцов временным явлением. Потомки, воспитанные по канонам исламского права, уже не стремились к возврату к прежней вере. Вместе с принятием ислама в жизнь этой группы населения более широко, чем в жизнь остального населения Балкан, проникала так называемая восточная культура. Большую роль в ее распространении сыграл шариат, отразивший концепции мусульманской религии и фактически регламентирующий всю жизнь мусульманских обществ и их отдельных индивидуумов.

В переписи 1948 г. они фигурировали как «неопределившиеся мусульмане», в 1953 г. – «югославы неопределившиеся», в 1961 г. – «мусульмане» (этническая принадлежность), в 1971 г. – «мусульмане» (в смысле народности), в 1981 и 1991 г. – «мусульмане».

Прежде данную группу населения  обычно называли босанцы, боснийцы или босняки. К боснийцам чаще всего относили лиц, исповедующих ислам; большинство их было южнославянского происхождения. В СФРЮ этноним босанец официально не был признан, хотя в повседневной жизни, даже в выступлениях политических деятелей, встречалось наименование босанец. В российской литературе наиболее употребительным был термин боснийцы. Этноним мусульмане был зафиксирован в официальных документах, в том числе, и в переписях населения, хотя и с некоторыми вариациями. Это вносило определенную путаницу, тем более, что и сам термин «мусульмане» традиционно отождествляется с вероисповеданием, а в эту этническую группу входят как люди религиозные, так и атеисты. Большинство «мусульман» (немногим более 80% – перепись 1981 г.) проживало в Боснии и Герцеговине.

Язык.

Боснийцы говорят на иекавском субдиалекте (Сараево, Баня-Лука, Тузла) и на икавском субдиалекте (Бихач, Травник), в Мостаре говорят и на том и на другом субдиалектах. Письменность – латиница.

Религия.

Традиционно боснийцы-мусульмане исповедуют ислам суннитской ветви. Религиозным лидером боснийцев является реис-уль-улема.

 

Хорваты.

Начали развиваться как отдельный южнославянский этнос с 9 века, со времени образования Хорватского государства и принятия католицизма. В настоящее время под «хорватами» понимают католическое население Республики Хорватия и части Боснии-Герцеговины (Хорватская Герцег-Босния). С хорватами сливаются и уже слились некоторые народы романской группы: далматинцы, нео-либурны, истриоты, истро-румыны, арумыны, меглено-румыны.. В целом хорваты – однородная этническая единица с общим политическим самосознанием. В языковом и культурном плане ситуация сложнее. Существуют территориально-культурные общности (буньевцы, медью-мурцы, фучки, граничары, истряне, морляне, загорцы).

Большинство хорватов говорит на штокавском (сербско-хорватском) языке. Штокавский язык представлен несколькими вариантами иекавского диалекта. Распространен также икавский субдиалект.

На побережье Адриатики и полуострове Истрия в ходу чакавский язык. В западной Хорватии, включая столицу Загреб, говорят на кайкавском языке (фактически – группа восточных диалектов словенского).

Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
 (c) 2003-2007
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

В Москве лучшие запчасти mitsubishi только в нашем техцентре.
Hosted by uCoz