ДИАСПОРЫ
•
Понтийские греки и триалетские урумы.
Для греков, живущих на Украине, в России и странах Закавказья, существует собирательный термин
«понтийские греки», однако, он не совсем адекватен. Его используют, как правило, идеологи национального движения для дифференциации понтийцев от греков Греции.
Корректнее
«понтийскими греками» называть греко-язычных выходцев православной веры из малоазийской области Понт, которые начали селиться в Закавказье
(в селе Кяряк Цалкинского района – в 1897 году около 1000 семей, которых Эриксон называл “греко-армянами”),
в Крыму, на Балканах и в Причерноморье с 1830 года. Стоит заметить, не все беженцы из Понта были греко-язычными, отдельные сообщества говорили по-турецки (точнее были двуязычны, с 15 века): бафрали (город Бафра), самсунцы, синопцы, трабзонцы (Трапезунд), керасундцы, унийцы, котиорцы (ордуйцы).
Вместе с понтийцами из Восточной Анатолии бежали чисто турецко-язычные и армяно-язычные группы греков-христиан из Каппадокии, Эрзрума и Катаонии. Их, для отличия от греко-язычных групп, называют
«урумы» («триалетские урумы») или «цалки, цалкалидис».
К понтийским грекам условно относят также греков, живущих в центральной части России – выходцев из
исторической области Эпир, которые говорят на новогреческом язые литературной формы.
В настоящее время в России (Краснодарский край и Ставрополье) проживает
около 80 тысяч понтийцев и урумов, которые во время переписей называют себя греками и не обосабливаются. Идеологами же национального движения понтийских греков и урумов в качестве, дифференцирующего от греков материковой Греции, этнонима
используются “понтиос”,”понтийцы”, в то же время под влиянием панэллинизма вводятся в обращение этнонимы – “эллинес”, “эллинцы”, “эллино-понтийцы”.
Употреблябтся этнонимы: армянский – "уйн";
грузинский – "бердзени". Помимо России выходцы из Понта и Восточной Анатолии встречаются в Грузии, Абхазии, Армении, Азербайджане, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, США, ФРГ, Канаде, незначительное количество, по-прежнему, живет в Турции.
В 30-е годы на юге Европейской части РСФСР существовал Греческий административный район.
В начале ВОВ понтийцы и урумы были депортированы
с Северного Кавказа и из закавказских республик в Среднюю Азию. В 1956 году многие из них вернулись обратно. В 80-е годы наметилась тенденция к реэмиграции
на историческую родину (особенно из стран Закавказья).
Понтийский
язык (ромейк, понтиак) греческой группы
делится на несколько диалектов, испытавших сильное
турецкое, лазское и армянское влияние (трапезундский,
триалетский, керасундский, котиорский/ордуйский,
унийский, самсунский, синопский и др.), которые
постепенно теряют свои позиции, вытесняясь литературной
формой.
Лингвистическими особенностями понтийского языка является наличие не свойственных для литературного новогреческого языка фонетических и морфологических форм. Для морфологической системы понтийского греческого характерен прогрессирующий аналитизм (нарушение согласования существительного и прилагательного в категории рода), что является общей чертой для языков балканского языкового союза, но в понтийском эта тенденция усилилась в результате интерференции – влияние на морфологическую структуру понтийского оказывали лазский, а затем турецкий языки. Вероятно, языковой интерференцией следует объяснять образование слитных форм существительных с притяжательными местоимениями или глаголов с личными местоимениями, где краткие местоимения присоединяются к глаголам и существительным агглютинативно, что свойственно для турецкого языка.
Расселение понтийских греков и урумов на Кавказе.
На Северном Кавказе понтийские греки обитают в сельской местности, образовав ряд территориальных групп:
1) сочинская группа:
с.Высокое, с. Голицыно, с. Лесное, с. Липники, пос. Красная Поляна, с. Вишневка (проживают вместе с русскими);
2) туапсинская группа (главным образом туркоязычные группы понтийцев – бафрали):
с. Гунайское, х. Греческий, с. Макопсе, с. Калиновка, х. Гойтх (проживали совместно с амшенскими армянами), пос. Месаджай (совместно с русскими и амшенскими армянами, в настоящее время расселились по другим селам);
3) геленджикская группа:
с. Адербиевка, пос. Кабардинка, с. Прасковеевка (проживают смешанно с русскими);
4) анапская группа:
пос. Витязево (преобладает греческое население, проживают также русские и немцы);
5) крымская группа:
х. Новокрымск (Греческий), х. Ново-Украинский, с. Мерчанское (проживают смешанно с русскими);
6) абинско-северская группа:
х. Карсский (не сохранился), несколько мелких хуторов в горной зоне (не сохранились), сохранились поселения в ст. Северской, ст. Азовской, ст. Ново-Дмитриевской, ст. Калужской, ст. Крепостной, ст. Смоленской, ст. Григорьевской, пос. Холмском, пос. Ильском, г. Абинске вместе с русскими;
7) горячеключевская группа:
с. Фанагорийское и др. (не сохранилась);
8) апшеронская группа (переселенцы с Апшеронского полуострова в Азербайджане):
ст. Куринская (проживают смешанно с русскими), х. Кура-Цеце (греческое население не сохранилось), х. Папазов (не сохранился), х. Акритасов (не сохранился);
9) майкопско-белореченская группа:
ряд мелких хуторов (не сохранилась);
10) ставропольско-пятигорская группа:
с. Хасаут-Греческое, п. Греческий, с. Бекешевка, с. Суворовка, с. Нагут (проживают смешанно с русскими).
Кроме этого понтийские греки живут во многих крупных городах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Геленджике, Туапсе, Сочи, Ставрополе, Пятигорске, Владикавказе, Томске, Новосибирске, Красноярске, Омске , Иркутске.
Греческие поселения в Грузии (в скобках указано альтернативное название поселения и принадлежность населения к понтийцам или урумам):
-
в Дманисском районе – с. Сакири (/Кошка-тола/), с. Гора (/Мис-Мадан, Джараер/), с. Саркинети (/Демир-булах и Петрованск/, урумы), с. Велиспири (/Кейван-Булгасон/, урумы), с. Мамулисопели (урумы), с. Амбрало (урумы);
-
в Тетрицкаройском районе – села Большая и Малая Ирага, с. Ивановка, с. Джиграшени, с. Алексеевка (вместе с урумами и русскими сектантами), с. Цинцкаро (урумы), с. Угудети (урумы), с. Абелиани (урумы);
-
в Цалкском районе – понтийские села (с. Гумбат, с. Тарсон, с. Санта, с. Неон-Хараба) и села с преобладающим урумским населением (Хадык, Гуниякала, Так-Килиса, Еди-Килиса, Цинцкаро, Джинис, Авранло, Хандо, Бешташен, Байбурт, Башков, Ливад, Караком, Олянк);
-
в Боржомском районе – с. Цихисджвари (понтийцы);
- в Марнеульском районе –
Опрети (урумы);
- в Ахалцикском районе –
Микел-Цминда (понтийцы и урумы).
Греческие поселения в Абхазии сосредоточены преимущественно в Сухумском районе (практически все поселенцы – понтийцы) – села Георгиевское, Ольгинское, Александровское, Михайловское, Андреевское, Цебельда, Азанта, Дмитриевское, Екатериненское, Константиновское, Трунши, Апрум, Павловское, Маринское, Анухва, Петровское.
Греческие поселения в Аджарии (большинство жителей – урумы): села Ахалшени, Дагва, Ачкуа, Квирика.
Немногочисленные группы понтийских греков проживают
- в Армении, повсеместно смешано с армянами: в Зангезурском районе –
с. Михайловка, с. Катар; в Алавердском районе –
села Шомлер, Сисимядян, г. Алаверды; в Степанаванском районе –
с. Когес, с. Ягдан, г. Степанован;
- в Азербайджане – с. Мехмене в ущелье реки Тертер (Нагорный Карабах), 35 семей (1995 г.).
•
Мариупольские греки (урумы и румеи).
Этот этноним объединяет две разноязычные группы греков: урумов и румеев (тавро-румеев). Румеи начали селиться в Приазовье с 1778 года в разгар Крымской войны. Инициатором миграции был православный митрополит Игнатий, вместе с которым из Крыма выехали 18 тысяч человек. Центром новой общины стал город Мариуполь. Разговорным языком первой волны был тавро-румейский диалект греческого.
В последующие годы к эллино-язычным грекам присоединились отуреченные греки, бежавшие с территории Крымского ханства вместе с армянами. Новые переселенцы говорили на 4 родственных лексически диалектах т.н. урумского языка, возникшего на разнородной тюркской и греческой основе. Изначально язык урумов был близок крымско-татарскому, а потом отдельные его диалекты впитали огузские и ногайские элементы. Говорить о цельном урумском языке нельзя, можно констатировать существование группы диалектов, родственных структурно (по типу мегленитского и истро-румынского «языков»). Греческий субстрат выразился в утрате местного тюркского падежа, возникновении категории причастий и деепричастий, определенной формы времен, отглагольных существительных, аналитических формы в синтаксисе. Звуки /к/ и /г/ перешли в /ш/ перед /е/, /и/.
В середине 19 века в Приазовье начали переселяться понтийские греки
(говорящие на понтийском диалекте, который отличался от литературного византийского койне тем, что возник на основе ионических диалектов)
и триалетские турко-язычные урумы (цалки).
Во время ВОВ мариупольские греки подверглись депортации. С середины 80-ых некоторые семьи выезжают на историческую родину.
Численность:
по переписи 2001 года на Украине насчитывается около 92 тысяч человек, считающих себя греками.
На урумском (тюркская группа)
языке и тавро-румейском говоре
понтийского диалекта (греческая группа) говорят в 30 селах на Украине (29 – в Донецкой области, 1 – в Запорожье) и в городе Мариуполь.
Диалекты урумского языка:
•
кыпчакско-половецкая подгруппа (говоры: великоновоселовский, ени-салинский, старобешевский, першотравневский, мангушский)
•
кыпчакско-огузская подгруппа (старомлиновский, керменчикский, богатырский, улаклынский)
•
огузско-кыпчакская подгруппа (гранитный, караньский, староласпинский, комаринский, камаранский, старогнатовский, гурджинский)
•
огузская подгруппа (старокрымский, мариупольский)
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007