Иранская группа.

* * *

Ø  Таты (джухур, тат, бик):

Под этнонимом «тат» в настоящее время фигурируют несколько этнических групп, которые следует различать: таты-христиане, таты-мусульмане, таты-иудеи Азербайджана и горские евреи Северного Кавказа. История татов началась в 527 году, когда шах Хосров I Ануширван начал борьбу с религиозными меньшинствами: христианами, маздакидами и иудеями, которые подверглись массовым репрессиям. В 531 году было разрушено еврейское государство Эрец Исраэл на юге Междуречья. Евреям запретили соблюдать свои обряды, детей забирали в зороастрийские храмы, а в итоге около 300 тысяч не-зороастрийцев были выселены на Кавказ в район между Дербентом и Апшеронским полуостровом к северу от Аракса. Последние несколько столетий эти земли пустовали. Иудеи (в большинстве своём этнические евреи) были поселены в Дербенте и близлежащих табасаранских землях. Христиане (этнические персы) были поселены на южных склонах Дагестанских гор и прибрежных районах. Маздакиды (т.ж. этнические персы) заняли Апшерон, на котором находилась армянская колония, основанная ещё в начале н.э. (бывшие провинции Великой Армении Баласакан и Пайтакаран). Переселённые христиане и маздакиды говорили на западном варианте персидского языка, евреи говорили на том же диалекте, но со значительными еврейскими элементами. Южнее Аракса жили атропатенцы (предки талышей). Таты-иудеи считают себя потомками одного из потерянных израильских племен, уведенных Навуходоносором в плен ещё до н.э.

а) Таты-мусульмане (ТМ).

До 9 в. н.э. население юго-западного побережья Каспийского моря было известно как «лбины» (лпинк, чилб, сильвы, лупении) – по армянским источникам и как «парсы» – по персидским. В ходу также был собирательный термин «тат», которым тюркские народы называли персов. Иудеев, в отличие от мусульман, ещё называли «джухур» (от араб. “гяур” – иноверец). В 9 в. н.э. с образованием государства Ширваншахов этноним «лбины» был вытеснен новым термином – «ширванцы». Главенствующую роль в Ширване играли бывшие маздакиды, принявшие ислам шиитского толка. Потомки персов-христиан и евреев жили автономно. Во время владычества турков-сельджуков, ТМ установили с ними дружественные отношения. В результате длительного совместного проживания татов-мусульман и сельджуков, у них возникло много общих черт в культуре и быту – вместе они (плюс некоторая часть талышей) и составили этнооснову азербайджанского этноса. Среди ТМ сельджукский язык получил столь широкое распространение, что произвело изменения в этническом сознании – многие отказались от татского языка и стали называть себя впоследствии «азербайджанцами». Однако небольшая часть ТМ сохранила свой язык и самосознание. В 19 веке во время завоевания Россией города Баку и окрестностей, всё его население (8 тыс. человек) составляли таты-мусульмане. В настоящее время по Азербайджану насчитывается около 12 тысяч носителей татского языка (южные диалекты, включая диалекты татов-христиан). Большинство проживает на Апшероне, в Исмаиллинском, Дивичинском и Кубинском (совместно с татами-иудеями Азербайджана) районах. Однако среди оставшихся ТМ нет единого этнического сознания: ТМ Исмаиллинского района называют себя «лохуджами», ТМ Апшеронского п-ова – «парсами».

б) Таты-христиане монофизитской ветви (ТХ).

Поселённые у подножия гор христиане из Ирана быстро установили связи с другими единоверцами Закавказья: грузинами, удинцами (потомками кавказских албанцев) и, особенно, армянами. Единого самосознания у ТХ, как и у ТМ, не наблюдалось: жители каждого поселения имели свой этноним. Однако окружающие народы не отличали их от других ираноязычных народов. Разговорными для них являлись два диалекта татского языка: килварский и матрасский, которые они называли «фарси» или «парсерен». В 20 веке таты-христиане арменизировались, перешли на армянский язык и стали называть себя «армянами» – потомками князя Бакура, основателя крепости Бакуракерт (Баку). До 70 % татов-монофизитов погибло в результате национальных конфликтов в Закавказье конца 19 – начала 20 веков. До армяно-азербайджанского конфликта проживали в селениях Матраса, Хачмас и Килвар в центре и на с.в. Азербайджана. В настоящее время живут в России и Армении (селения Новая Матраса и Дпреван). Численность доподлинно неизвестна (постепенно ассимилируются армянами). Языком парсерен владеют только несколько человек из старшего поколения.

в) Таты-иудеи Азербайджана (ТИ) и «горские евреи».

Сразу после переселения в Закавказье, евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые же сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Массовая миграция на Северный Кавказ началась после прихода в на терр. совр. Азербайджана тюркских племён из Cредней Азии.

В горах евреи жили отдельными общинами, но охотно принимали в свои ряды горцев, переходящих в иудаизм. Обращение некоторых горских племён в иудаизм обусловило возможность смешанных браков между евреями и горцами, что сказалось на антропологическом облике иудеев Северного Кавказа. Была распространена полигамия. Во время Кавказской войны многие иудеи были насильно обращены в ислам. Отношение со стороны мусульман стало презрительным, часто евреям приходилось платить унизительный налог диш-эгриси – «плата за зубную боль, которая возникла после того как мусульманин поел в доме иудея». Процесс смешения и смены религии не затронул этническое самосознание татов-иудеев Северного Кавказа, которые, по-прежнему, считают себя частью еврейского народа, называя себя «горскими евреями», а некоторые даже поддерживают связи с Израилем. Впервые термин «горские евреи» был применён в отношении татов-иудеев Северного Кавказа в 19 в., но среди кавказских народов распространения не получил, поэтому ТИ известны среди своих соседей, как «джут, джухур, джухуд, тат, татуаджикли чуут, бик, даг-чуфурт, ибирли татуаджикли». Тато-еврейский является одним из 10 официальных  языков Дагестана.
Примечателен факт, что во время непродолжительной немецкой оккупации Северного Кавказа были уничтожены евреи западного Кавказа, а евреи Нальчика и Грозного явились для немцев «неизвестной этнической группой» и готовились к изучению.
Преследования горских евреев продолжились в послесталинское время. Газета «Коммунист» обвиняла евреев в «добавлении мусульманской крови в пасхальное вино». Нападения на евреев происходили в Нальчике в конце 70-ых на фоне их массового выезда в Израиль (…вы уезжаете, а нам тут куковать…).

Совокупная численность татов-иудеев и горских евреев около 20 тыс. человек, однако, их количество постоянно снижается ввиду миграции и ассимиляции.
Таты-иудеи Азербайджана, жившие в основном, в Баку были также немногочисленны и многие из них предпочли мигрировать в конце 20 века либо в Израиль, либо в Россию.

Языки:

Татский и тато-еврейский языки (иногда просто – татский язык) относятся к юго-западной подгруппе иранской группы. В эту же подгруппу входят таджикский, персидский (фарси), афганский (дари) и др. языки.

- Таты-мусульмане и таты-иудеи Азербайджана говорят на северном азербайджанском языке и диалектах татского языка.

- Горские евреи говорят на диалектах еврейско-татского языка.

- Таты-христиане говорят на армянском языке и (очень редко) на двух диалектах татского (называемого ими “фарси” или “парсерен”): килварском и матрасском.

До начала 20 века бытовал народный наддиалектный язык, общий для всех татов Азербайджана – зебони имрани.
Еврейско-татский язык, в отличие от татского – письменный. Первоначально использовалось квадратное еврейское письмо, затем – латиница, кириллица.

Диалекты татского языка (южные диалекты) – отличаются от северных диалектов наличием поздних иранских заимствований и отсутствие еврейско-арамейской лексики.:

девечинский, конакендский, кызыл-казманский, арушкуш-даакушчусский (хызы), апшеронский, балаханский, сураханский, лахыйский, малхамский, килварский, матрасский.

Диалекты еврейско-татского языка (северные диалекты, кавказит, дагестанит) – присутствует широкий пласт еврейско-арамейских заимствований, архаичной персидской лексики и имеется влияние северокавказских языков в области фонетики. Диалектное членение сопадает с делением на этногруппы:
- кайтоги (махачкалинско-нальчикский диалект) – Кайтагский район Дагестана.
- дарбанди (дербентский диалект) – Дербентский район Дагестана.
- губой (кубинский диалект) – города  Куба и Красная Слобода (Кырмызы Кесебе) в Азербайджане.
- ширвони (ширванский диалект) – Баку, с.в. Азербайджана.
- варташени (варташенский диалект) – города Огуз (Варташен). Гянджа, Исмаиллы,Шемаха

 

К особенностям татских диалектов можно отнести ротацизм общеиранского /d/ в /r/ после гласных, сохранение начального "v", которое во всех остальных иранских перешло в "b". Сложная глагольная структура: простые времена – аорист, будущее потенциальное, простое прошедшее, прошедшее многократное; сложные – перфект, настоящее, прждепрошедшее, прошедшее длительное, прошедшее ирреальное.


Антропология:

- таты-мусульмане – каспийский антропотип

- таты-иудеи Азербайджана – арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским.

- горские евреи – в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу.

- таты-грегориане – очень неоднородны: каспийский и арменоидный типы, а т.ж. их метисы.

Численность:

Численность доподлинно неизвестна.

Официально около 30 тыс. носителей татского языка и порядка 110 тыс. носителей тато-еврейского языка (2006) в Израиле (50 тыс.), Азерб. (37 тыс.), РФ (20 тыс.), хотя все большее число татов переходит на местные языки – дагестанские, азербайджанский, ингушский, армянский, русский, иврит.

Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
 (c) 2003-2007
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

Защитные системы. Современные радиочастотные системы против воровства товаров.
Hosted by uCoz