Информация:
!!!!!!!!!!!!!!!!!Полная
классификация!!!!!!!!!!!!!!!
Кавкасионский
антропологический тип (визитная карточка нахско-дагестанских
народов) сложился в III
тыс. до н.э. в эпоху расцвета Кобанской и
Каякент-Харачойской культур. Эти культуры
произошли от Кура-Аракской, доминировавшей
долгое время в Закавказье. В образовании
кавкасионского типа участвовали два
компонента: переднеазиатский (хуррито-урарты),
проникший из Малой Азии и палеолитический,
родственный типу балканских и карпатских
борреби. О палеолитическом языке
ничего неизвестно, скорее всего, он был
автохтонным и оставил свой след в фонетике
и отчасти лексике сванов и
северокавказских народов (по другой теории
он был связан с языками европейских
палеолитов, которые выступили в качестве
фонетического и лексического субстрата у
германцев). Языком
переднеазиатов был хуррито-урартский
диалект, носители которого начали в 5-4 тыс.
до н.э. освоения Кавказа.
До н.э. зона распространения НД языков была
шире: она доходила до Нижней Волги и гор
Эльбурс на юге Каспия.
Обособленность предков наложила отпечаток
на развитие языков дагестанских подгрупп.
Сложилась такая ситуация, что жители какого-нибудь
аула понимают без переводчика, только
жителей соседних аулов, и абсолютно не
понимают жителей, живущих через аул. Общими
для нахских и дагестанских языков являются
около 200 корней слов. Общедагестанской
лексики насчитывается около 400 корней. В
качестве сближающей черты нахских и
дагестанских (все подгруппы восточной и
южной подгрупп плюс аваро-андо-цезская
подгруппа) языков упоминается категория
показателей класса. В языках лезгинской
подгруппы категория класса утрачена.
Типологически дагестанские языки
неоднородны: лезгинские языки являются прономинативно-агглютинативными
(к этой же группе относятся эскимосско-алеутские,
чукотско-камчатские и ительменские), языки
остальных дагестанских подгрупп – эргативно-профлективные.
Нахские языки, в отличие от других языков Кавказа, характеризуются
разнообразием гласных звуков: 32 – в чеченском, 26 – в ингушском, 22 – в
бацбийском. По типологии, нахские языки являются эргативно-флективными.
Общие элементы с праязыком |
Нах. |
Авар. |
Анд. |
Цез. |
Даргин. |
Лак. |
Хиналуг. |
50 % |
75 % |
75 % |
75 % |
25 % |
25 % |
10 % |
В данной статье нахско-дагестанские
рассматриваются в современной
классификации, которая делит их на три
группы равного порядка (в ретро-теории
рассматриваются две группы равного порядка
- нахская и дагестанская):
• западную (нахские и аваро-андо-цезские
языки) НААЦ
• восточную (лакский и даргинские языки) ЛД
• южную (лезгинские и хиналугский языки) ЛХ
Версия о заселении хуррито-урартами
Северного Кавказа тремя путями не является
бесспорной. По другой теории, освоение
Северного Кавказа шло с запада на восток, и
лезгинские языки являются более
прогрессивными, тогда как аваро-андо-цезские
наиболее архаичны.
Допускается также, что хуррито-урартский
языковый массив захватывал изначально горы
Северного Кавказа.
Религия:
Почти все
дагестанские народы – сунниты. Однако в культах и верованиях присутствуют
элементы язычества. В селе Мискинджи (Ахтарский район Дагестана) жители исповедуют
шиизм. Они являются потомками персов, переселённых сюда в 18 веке Сефевидами.
Удинцы – православные Грузинской Автокефальной церкви.
Нахские народы – сторонники шафиитского течения суннизма,
но встречаются и сторонники ордена
кадирийа. Ислам сменил в 17 веке
христианство православной ветви.
Антропология:
Аваро-андо-цезские народы – центральный кластер кавкасионского
типа.
Народы южной и восточной подгрупп – дагестанский кластер кавкасионского типа
Среди нахов распространен центральный кластер кавкасионского типа балкано-кавказской ветви
европеоидной расы. Встречаются каспийские, арменоидные и понтийские
элементы – в основном, в рамках отдельных тейпов. Среди ингушей нередок
понтийский тип.
ЗАПАДНАЯ ГРУППА.
I. Нахская подгруппа
- чеченцы (нохчий,
нахчо)
- ингуши (галгаи)
- бацбийцы (цова- и пирикита-тушинцы)
I. Нахская подгруппа |
|
§ Чеченский язык |
§ Ингушский язык |
• литературный диалект |
- литературный говор |
§ Галанчожский язык |
|
В галанчожский язык
входят диалекты на границе Чечни и Ингушетии, занимающие такое же положение в
системе нахской подгруппы, как чеченский и ингушский языки. Ранее включались
частично в ингушский язык, а большей частью – в чеченский. Этнически считают
себя ингушами и чеченцами. |
|
• карабулакский (орстхоевский)
диалект |
|
§
Бацбийский язык |
|
бацбийцы (цова- и пирикита-тушинцы) |
История:
По легенде первыми носителями этнонима «нах»
(«человек») были дзурдзуки (прото-НААЦ),
выходцы из урартской провинции Шем (озеро
Урмия). Дзурдзуки под натиском племен из
Ирана были вынуждены сначала переселиться
в область Нахчуван (совр. Нахичевань), а
затем – в горы Северного Кавказа. Свою
новую родину они назвали Нохчамакхой.
В известное время (сер. III
тыс. до н.э.) в стане нахов произошел раскол и
их часть (ААЦ) стала развиваться автономно.
В «Географии» Страбона население
Центрального Кавказа зовется «гаргареи» («родственники»).
Ариянские источники в 7 в. н.э. упоминают
население государства Кобане как «нахча
матья» («говорящие на языке нахча»). В 13 веке
известность получило нахское государство
Симсисм. Более развитые феодальные
княжества стали появляться в 15 веке. После
монголо-татарского нашествия из
Прикаспийских степей была изгнана северная
часть нахов – орстхоевцы, которые осели
среди основного нахского населения,
разделив его на две части и став переходом
между ними. Так наступила пора истории двух
нахских народов - чеченцев и ингушей.
В современной лингвистике и этнографии
термин «нахский» применяется по отношению
к подгруппе НД ветви, включающей чеченский,
ингушский, галанчожский и бацбийский языки.
Термин «вайнахский» имеет отношение только
к чеченскому, ингушскому и галанчожскому
языкам. Галанчожцы как отдельный этнос не
существуют (хотя многие орстхоевцы считают
себя таковыми), этносов в нахской группе
три: чеченцы, ингуши и бацбийцы, в качестве
экстратерриториальных субэтносов
выделяются чеченские этногруппы – аккинцы
и кистинцы.
Численность (2002):
Совокупная численность нахов в мире – более 2 млн. чел.
Численность носителей чеченского диалекта вайнахского языка в
РФ –
около 1,36 млн. человек. Крупные диаспоры – в Турции и Ливане.
Ингуши – 413-4550 тыс. человек в РФ.
Бацбийцы – порядка 3 400 человек на севере Грузии на границе с Чечней.
* * *
§ Чеченцы (нахчо, нохчий):
В качестве самоназвания
чеченцы используют термин «нахчо»,
относящийся к крупному нахскому племени,
жившему в 17 веке в районе реки Аргун и аула
Большой Ченчен, а в широком плане – это
название всех нахов. Название аула в
немного видоизмененной форме стало
обозначать вайнахов во многих европейских
языках. С 18 века чеченцы стали заселять
равнину – территории, которые пару веков
назад принадлежали орстхоевцам. Однако те
земли уже были заселены казаками, с
которыми стали возникать конфликты. Другие
этнонимы чеченцев: буртиял (аварский),
мичигиш (лакский), шэнэн (кабардинский),
цацан (осетинский).
Язык:
Официальным является чеченский язык (чеченский диалект вайнахского языка).
Некоторые тейпы и тукхумы имеют свои субдиалекты и говоры.
Галанчожский диалект (орстхоевский)
является промежуточными между чеченским и ингушским
языками. Наибольшими являются различия между плоскостным, аккинским,
чеберлоевским и кистинским диалектами
чеченского языка.
Характерному для литературного языка комплексу согласных «лх» в
аккинском соответствует «рх»: «малх» – «марх» “солнце»; «болх» –
«борх» “работа». В отличие от литературного, в аккинском нет прогрессивной
ассимиляции аффиксального «н» в глагольных формах прошедшего времени: литер.
«аьлла», аккинск. «айлнд» – “сказал”; литер. «делла», аккинск. «даьлнд» –
“кончил”. В аккинском классные показатели могут выступать в функции внешней
флексии глагольных форм: литер. «д-альлла», аккинск. «д-аьлн-д» –
“закончил”; литер. «делла», аккинск. «д-елн-д» – “отдали”. Примеры
фонетических отличий мелхинского варианта от литературного языка: лит. «цн»,
мелх. «ст»; «чиг» – «шк»; «хьаж» – «хьаьга»; «йоьхь» – «лоьхь». Примеры
фонетических отличий итумкалинского диалекта от литературного языка (итумк. –
литер.): рц – рс; лоьху – лиеха; хк – рк; рч – рш. Галанчожский диалект
сочетает черты чеченского и ингушского языков. Комплексу «ст» в начале
слова в галанчожском, как и в ингушском, соответствует «с», как и в
чеченском литературном языке, наблюдается прогрессивная ассимиляция.
Тейпы (за
достоверность информации не ручаюсь):
Основные понятия:
Тейпы являются пережитком родо-племенной структуры, сохранившимся до наших
дней. Под тейпом подразумевается группа, состоящая из нескольких родов, живущих
на общей территории и находящихся между собой в отношениях социального
равенства. Роды называются “гар” и представляют собой 10-50 дворов в том
или ином населённом пункте. Тейп – это общность родственных фамилий (семей),
целостное образование, каждый член которого должен работать на имидж и
авторитет. Члены тейпа называют себя “йиши-воши” – «братья-сестры».
Тейпы объединяются в более крупные ячейки, такие как «тухумы». Тейпов
насчитывается порядка 225–230. Они делятся на горные и равнинные. Майстинцы,
мелхистинцы, хилдыхароевцы, дышнинцы, феппинцы, джераховцы проживают также в
горных районах Грузии.
* * *
§ Ингуши (галгаи):
Самоназвание произошло от наименования крупного тейпа Галгаев. Слово «ингуш», вошедшее в европейские языки, появилось в 17 в., когда крупные вайнахские тейпы (Галгаи, Цоринх <Цоргин>, Джейрах, Мецхал, Феппин) переселились с гор на равнину (в Тарскую долину и русло реки Камбилевка) и основали там село Ингуш (Онгушт, Ангуш) – ныне Тарское село Пригородного района Северной Осетии. Присутствует значительный орстхоевский компонент. Говорят на ингушском языке. Деление на говоры заметно слабо. Имеются слабовыраженные этнические группы (объединения тейпов): джейраховцы, галгаевцы, хамхинцы, мецхальцы, голошевцы, назрановцы, цоринхцы, феаппинцы.
* * *
§ Бацбийцы (бацав, бацби, туши, туски, бацоевцы):
По происхождению бацбийцы
являются потомками некартвелизированных нахов
горных районов Грузии (цховатов – согласно
А. Ширакаци).
Делятся на две этногруппы: “цова-тушинцы”
(Вадуа) и
“пирикита-тушинцы” (Дамахкрай).
Расселение бацбийцев в
Восточной Грузии завершилось к концу
XVI в. Название
Вадуа связано лингвистически с названием
ингушского племени феппи. "Дамахкрай"
восходит к Дай-Мохк (Страна Отцов).
Говорят на
бацбийском языке со значительными заимствованиями из тушинского диалекта
грузинского языка картвельской семьи. Живут в
селах Ахметского
района.
Им близки по происхождению тушинские
племена Гомецари и Чагма, но они говорят на
диалектах грузинского языка и
рассматриваются в рамках картвельской
семьи.
От бацбийцев следует отличать кистинцев – потомков
чеченцев, переселившихся в Грузию в Средние
веке.
Однако, в литературе бацбийцы, гомецари,
кистинцы и чагма часто рассматриваются вместе,
и к ним применяется этноним "кистинцы".
II. 1. Аваро-Андийская
подгруппа
2. Цезская
подгруппа
История развития языков:
Прото-нахо-аваро-андо-цезы
(НААЦ) – сохраняли единство недолго,
распад произошел сразу после закрепления в
горах Северного Кавказа.
На южном склоне Кавказа в течение II-I
тыс. до н.э. происходила активная
ассимиляция нахских народов картвелами.
Независимой сохранилась лишь группа бацбийцев,
выжившая среди грузинского населения и
сохранившая свой язык.
Цезские языки характеризуются большим
числом падежей – до 64 единиц.
Крупным
этносом являются аварцы (самоназвание – маарулал, другое название
– хуз). Ранее, все народы, говорящие на языках этой подгруппы считались
“аварцами”. Долгое время термин “аварец” был собирательным, т.к. носители
аварских диалектов не считали себя этнической группой. С 5 в. н.э. территория,
заселённая аварцами, именуется как государство Серир. С 17 в. Серир
известен, как Аварское ханство. Помимо Серира, встречаются и названия других
государств-джамаатов: Тинди, Хварши, Ди-Дури (Дидо), Чама-ига, Кос, Андалал,
Чамалал, Карах, Капуча (государство народа бежтинцев, которых иногда именуют
капучинами; просьба не путать этих бежтинцев-капучинов со средневековым
монашеским Орденом Капуцинов и известным кофе-капучино
;-), Гид и Анцух.
Многие аварские южные этногруппы имели свои джамааты.
В основе литературного языка лежит хунзахский говор. Разговорным языком до 20
века был болмац («народный язык» на основе хунзахского диалекта),
являвшийся средством устного общения во всем Дагестане. Письменность создана в
1928 на базе латинской графики, в 1938 переведена на русскую графическую
основу. Основная масса аварцев живёт в горах, в 1940-60-е часть
переселилась на равнину. Численность – 600 тыс. чел.
(включая людей, считающих себя аварцами, но
не являющихся ими по происхождению). Этноним «аварцы» производят от имени царя
Серира — Авар (VI в. н.э.).
Данные о других ААЦ народах (перепись 2002
года):
•
Ботлихский район Дагестана
Андийцы
(куаннал, гьванал, андал, гьандисел). 10 тыс.
– 21,8 тыс. чел (2002). Говоры андийского языка. Села Ботлихского
района Дагестана: Анди, Гунхо, Гагатль, Ашали, Риквани, Чанхо, Зило, Муниб,
Кванхидатль.
Ботлихцы (буйхади). 16 чел. – носители
языка (аулы Ботлих и Миарсо Ботлихского
района). Суммарная численность – до 5 тыс.
чел.
Годоберинцы (рибдиди). 39 чел. –
носители языка (аулы Годобери и Зибирхали).
Всего – до 3 тыс. чел.
•
Цумадинский район Дагестана
Багулалы
(багвали, гинтлял, кванадинцы, конодинцы). 40 чел.
– носители языка. Всего – до 2 тыс. чел. До 1926 года жили в Цумадинском и
Ахвахском районах, затем были причислены в этническом плане к аварцам. В
50–70-ые годы переселились в Хасавюртовский. Ногайский и Кизлярский районы Дагестана.
Небольшая часть в Астрахани. На багвалинском языке говорят в Кванаде, Хуштаде,
Тлондоде, Гемерсо, Тлисси и Тлибишо. Багвалинский отличается от других
андийский языков в области фонетики.
Этносознание смещается в сторону признания
себя аварцами.
Тиндалы (тинди, идери). 5 тыс. – 6,7 тыс. Цумадинский район (села Тинди, Ангида,
Акнада). Общего самоназвания и самосознания тиндинцы не имеют, носители сильно
различающихся в области фонетики и морфологии говоров не ощущают между собой
связи.
Чамалалы. 12 чел. – носители языка. Общее
число – до 5 тыс. чел. Села: Нижний Гаквари, Верхний Гоквари, Цумада,
Урух, Ричаганик, Гадыри, Гигатль, Агвали.
•
Цунтинский район Дагестана
Цезы (дидо,
цуинтал). Долгое
время считались аварским субэтносом. Численность:
8 тыс. – 15 тыс. чел. в 47 селениях
Цунтинского и, отчасти, Цумадинского р-нов Дагестана. «Цезо» – «орлы».
«Дидо», грузин. – «гордый, знатный».
Гинухцы (гъенозе). Село Гинух Цунтинского р-на Дагестана. Диалектных
различий нет. Язык долгое время рассматривался как диалект цезского языка.
Носителей языка не более 200 – 500 человек. Подвергались притеснению в годы Кавказской войны и сталинским
репрессиям.
Гунзиб (хунзалик, энзсби, уизо, нахады). 800–2000 чел. Проживают
т.ж. на границе Дагестана и Грузии.
• Другие
районы
Хваршины (хуани). 128 чел. – носители
языка. Общая численность – до 3 000 чел. Живут в
Кизилюртовском и Хасавюртовском районах. Язык испытал влияние андийской
подгруппы. Различают два обособленных диалекта: собстввенно, хваршинский и
инхокваринский.
Ахвахи (ашвадо, сыдыкьилиду, гшахъвахал) близки хунзахским аварцам.
3,5 тыс. – 6,3 тыс. чел. В Ахвахском районе и Советском районах Дагестана, а т.ж. в
Азербайджане (Ахвах-дере). Между диалектами очень сильны различия.
Карата (кирди). 5 тыс. – 6 тыс. в Ахвахском, Каратинском и
Хасавюртовском р-нах Дагестана. Носителей
языка не более 100.
Бежтинцы (канучи, грузины-капучины, авар-хваннал,
калаки, бешитль). 5 тыс. – 6 тыс.
чел. (2002). Живут в Кварельском районе Вост. Грузии и районе села Бежта (Дагестан).
Лексические различия между диалектами составляют 10 %.
Причисляются к аварцам.
ВОСТОЧНАЯ ГРУППА.
Центральная группа произошла от более
поздних переселенцев из Передней Азии. Она
более близка западной группе, чем южной.
Состоит из лакской и даргинской подгрупп,
которые разделились в середине I тыс. до н.э. Диалектные
различия проявились в лакском лишь в конце II
тыс. н.э. Даргинская подгруппа представлена
рядом родственных языков, которые
развиваются автономно еще с I
тыс. до н.э.
III. Даргинская подгруппа
Даргинцы
(дарган, драган, хюркилинцы). Общая численность
370 – 510 тыс. в горных р-нах Дагестана и в
равнинных аулах Герга (Каякентского р-на) и Костек (Хасавюртовского р-на).
Различия между диалектами настолько сильны, что позволяет описывать их как
близкородственные языки, имеющие единый общедаргинский этнос или, вообще, как
различные этнические группы. Особо выделяют субэтносы:
- кайтагцы: 17,2 тыс. человек в 1926 году, 5
чел. в 2002
- кубачинцы (угбуганти): известны с 6 в. н.э. как зирихгераны,
с 15 в. как кубачи. Численность: 2,5 тыс. человек в 1926 году,
88 чел. в 2002
Даргинская подгруппа |
|
Северная
даргинская зона |
Южная
даргинская зона |
• Даргинский
язык - акушинский диалект: акушинский и
левашинский говоры - урахинский (хюркилинский, кабинский):
урахинский,
мургинский, канасирагинский, бурдеки-кичи-гамринский, мургукский,
мамааульский, герганский, верхне-мулебкинский, нижне-мулебкинский говоры - гудбенский диалект: губденский,
мурегинский, мекегинский говоры - мугинский диалект • Цудахарский
язык - цудахарский диалект: западный и
восточный говоры - верхне-акушинский диал:
гапшиминский
и тантийский говоры - усишский диалект: усишский,
гибинский, гинтинский, бутринский говоры • Кадарский
язык – Буйнакский район • Муиринский
(уркарахский) язык – Диалекты:
уркарахский, харбукский, меусишский (сближается с даргинским языком),
кишский, чумли-гуллинский • Мегебский
язык (влияние аварского языка) |
• Кайтагский
язык – - верхнекайтагский диалект:
шурккантский,
ирчамульский, каттагинский, санчи-ахмедкентский, маджалисский - нижнекайтагский диалект |
Юго-западная даргинская зона |
|
• Сирхинский
язык – Говоры: верхне-сирхинский, ураринский,
гуллатинский, бакнинский, урцакинский, карбукский, урагинский, |
|
• Кункинский
язык |
|
• Вуркинский
язык - диалект санжи: говоры санжи и худуц - диалект ицари |
|
Кубачинская
зона |
|
• Кубачинский
язык – - арбукский диалект: кубачинский и
амузгинский говор - аштинский диалект - сулевкентский диалект |
|
Чирагская
зона |
|
• Чирагский
язык – - чирагский диалект: анклухский,
чирагский, шаринский говоры - амухский диалект |
IV. Лакская подгруппа
Лакцы (лек,
лаккучу, тумал, вулугуни, булеги, газикумук,
яхулви, казикумухцы).
Численность: 120 – 156 тыс. человек в горных
Лакском и Кулинском р-нах Дагестане и на равнинах Новолакского р-на Дагестана.
2/3 лакцев проживают вне территории Дагестана. Говорят на диалектах лакского
языка. Первые лакские гос. образования (Гумик и Туман)
упоминаются
арабскими источниками ещё в 7 в. н.э. В раннем средневековье образуется
Казикумухское шамхальство.
ЮЖНАЯ ГРУППА.
Южная группа сильно отличается
от других групп нахско-дагестанской ветви и
от реконструируемого протовосточно-кавказского
языка, что может быть обусловлено её
происхождением из другого хуррито-урартского
источника, в частности прикаспийских
народов легов, каспиев, агван и др., которые
обитали в Карабахе и Кура-Аракской
низменности, автономно от Урарту. После
прихода иранских племен, они были вынуждены
двигаться на север – в горы Дагестана. В
антропологическом плане южные НД
отличаются сильной примесью каспийского
расового типа, что указывает на сильное
иранское влияние. Во II тыс. до н.э. в Кура-Аракской
низменности наблюдалось две южные нахско-дагестанские
общности: протохиналугская и
протолезгинская. Место современного
хиналугского языка определяется рядом с
лезгинскими, но теоретически древние
хиналугцы могли составлять третью ветвь
северо-кавказской семьи, происходящую от
хуррито-урартской, которая подверглась
впоследствии лезгинизации.
В 9 в. до н.э. от протолезгинской
общности откололось население Алазанской
долины – агване (албанцы), предки удинцев –
основавшие через несколько веков
государство Албания. В 6 веке до н.э.
обособился изолированный в горных ущельях
среди аварцев и лакцев язык арчинцев. Тогда
же произошло последний раскол
протолезгинского языка на самурско-шахдагскую
и восточную зоны. В 3 в. до н.э. произошло
выделение шахдагской общности,
просуществовавшей до 10 в. н.э. как единый
народ, и самурской, состоящей из двух языков
– цахурского и рутульского.
V. Лезгинская подгруппа
Лезгины – потомки населения Кавказской
Албании: леков (легов), гаргаров (гаргареев), арранов, лазгов, гельцев. С 10 в.
н.э. имеют письменность, сначала – арабскую тану (цифару), а с 15 в. – аджаме
(собственная графика). Численность лезгинов:
411 тыс. – 450 тыс. чел. в южных районах
Дагестана и северных районах Азербайджана.
Арчинцы (аршиштиб - самоназвание, рочисел
- аварское название, арчи - лакское). Жители аула Арчиба Чародинского района на
реке Хатир. Не более 89 чел. по переписи 2002
года, большая часть (1200 чел.) считает себя
аварцами. До начала 20 века жили в хуторах (духхурумах),
а на три летних месяца перебирались в
крупное село Арчиб (Арчи, Хере, Рочиб). В 40-ые
годы перешли на постоянное место
жительства в хутора.
Табасараны. 96 тыс. – 97,3 тыс. чел. в Табасаранском и Хивском р-нах Дагестана.
Агулы (агутакани). Народ, сложившийся в 7 в. н.э. на основе племён
агутакани, живших на юго-востоке Кавказского хребта. В настоящее время
распадается на 4 группы племён: агулдере, курахдере, хушгандере, хпюкдере.
Численность: 17,4 тыс. – 29 тыс. чел. в Агульском и Курахском р-нах Дагестана.
Рутульцы (мухад). 20 тыс. – 30 тыс. чел. Этнос распространён в основном в
Рутульском районе Дагестана, а также в Ахтынском, Бабаюртовском, Дербентском,
Кизлярском и др. районах, в городах Махачкала, Дербент, Каспийск, Кизляр; и в
Азербайджане в Шекинском и Кахском районах, в городах Шеки, Баку, Мингечаур,
Сумгаит. Термин "Рутул" как название села, давшее и название
народности, в литературе известен с XV в. Этноним "рутульцы" и
соответственно понятие "рутульский язык" официально закрепились лишь
после
Цахуры (йи-хъбы). 20 тыс. чел. в зап. части Рутульского р-на
Дагестана и в сопредельных аулах Кахского и Закатальского р-нов Азербайджана. В
15 в. входили в Елисуйский султанат.
Будухцы (будад, будан). 1 тыс. – 3 тыс. в селе Будуг Кубинского р-на
Азербайджана, а также во многих селах равнинного Азербайджана. Диалектов нет.
Генетически близок к крызскому языку. Бесписьменный.
Крыз (джек). 6 тыс. – 9 тыс. чел. в горных селениях Крыз, Ергюдж, Хапут, Джек и Алык
Кубинского района и в нескольких селениях Хачмазского, Исмаиллинского,
Куткашенского и Агдашского районов Азербайджана.
Вместе с будухцами и хиналугцами по территориальному признаку объединяются в шахдагскую
этническую группу.
Удинцы, проживающие на границе Азербайджана и Грузии – православные.
Численность: 3,7 тыс. – 5,7 тыс. чел. в сёлах Нидж и Варташен Куткашенского района
Азердайджана и в селе Октомбери Кварельского района Грузии. Удинский язык
отличается от всех других северо-кавказских и, вообще, от сино-кавказских
языков номинативной структурой построения предложения, в противовес
классической эргативности сино-кавказской макросемьи.
VI. Хиналугская подгруппа
Хиналугцы
(хыналыг, хаттиддур, кешт-халк) говорят на хиналугском языке. Ранее включались в лезгинскую
подгруппу. Числ. около 2 тыс. – 3 тыс. (1979). Село Хиналуг Кубинского р-на
Азербайджана. Своё село называют Кешт, а себя – кешт-халк. Иногда
– каттиддур («односельчане»). Диалектов нет, но есть различия, характерные
для речи того или иного квартала села Хиналуг – представители трёх хиналугских
кланов используют в быту особый акцент, отличающий их друг от друга. Браки
заключаются только среди этих трёх родов по довольно сложной системе. Впервые
термин «хыналыг» промелькнул в 8 в. н.э. у арабского географа Хамави.
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007