Информация:                               !!!!!!!!!!!!!!!!!Полная классификация!!!!!!!!!!!!!!!

Кавкасионский антропологический тип
(визитная карточка нахско-дагестанских народов) сложился в III тыс. до н.э. в эпоху расцвета Кобанской и Каякент-Харачойской культур. Эти культуры произошли от Кура-Аракской, доминировавшей долгое время в Закавказье. В образовании кавкасионского типа участвовали два компонента: переднеазиатский (хуррито-урарты), проникший из Малой Азии и палеолитический, родственный типу балканских и карпатских борреби. О палеолитическом языке ничего неизвестно, скорее всего, он был автохтонным и оставил свой след в фонетике и отчасти лексике сванов и северокавказских народов (по другой теории он был связан с языками европейских палеолитов, которые выступили в качестве фонетического и лексического субстрата у германцев). Языком переднеазиатов был хуррито-урартский диалект, носители которого начали в 5-4 тыс. до н.э. освоения Кавказа. Это освоение происходило двумя путями: через терр. совр. Грузии (западная группа нахско-дагестанской ветви) и через Дагестан (центральная и южная группы НД ветви).
До н.э. зона распространения НД языков была шире: она доходила до Нижней Волги и гор Эльбурс на юге Каспия.

Обособленность предков наложила отпечаток на развитие языков дагестанских подгрупп. Сложилась такая ситуация, что жители какого-нибудь аула понимают без переводчика, только жителей соседних аулов, и абсолютно не понимают жителей, живущих через аул. Общими для нахских и дагестанских языков являются около 200 корней слов. Общедагестанской лексики насчитывается около 400 корней. В качестве сближающей черты нахских и дагестанских (все подгруппы восточной и южной подгрупп плюс аваро-андо-цезская подгруппа) языков упоминается категория показателей класса. В языках лезгинской подгруппы категория класса утрачена. Типологически дагестанские языки неоднородны: лезгинские языки являются прономинативно-агглютинативными (к этой же группе относятся эскимосско-алеутские, чукотско-камчатские и ительменские), языки остальных дагестанских подгрупп – эргативно-профлективные.
Нахские языки, в отличие от других языков Кавказа, характеризуются разнообразием гласных звуков: 32 – в чеченском, 26 – в ингушском, 22 – в бацбийском. По типологии, нахские языки являются эргативно-флективными.

Общие элементы с праязыком

Нах.

Авар.

Анд.

Цез.

Даргин.

Лак.

Хиналуг.

50 %

75 %

75 %

75 %

25 %

25 %

10 %

В данной статье нахско-дагестанские рассматриваются в современной классификации, которая делит их на три группы равного порядка (в ретро-теории рассматриваются две группы равного порядка - нахская и дагестанская): 
западную (нахские и аваро-андо-цезские языки)  НААЦ
• восточную (лакский и даргинские языки) ЛД
• южную (лезгинские и хиналугский языки) ЛХ


Версия о заселении хуррито-урартами Северного Кавказа тремя путями не является бесспорной. По другой теории, освоение Северного Кавказа шло с запада на восток, и лезгинские языки являются более прогрессивными, тогда как аваро-андо-цезские наиболее архаичны.
Допускается также, что хуррито-урартский языковый массив захватывал изначально горы Северного Кавказа.
Религия:
Почти все дагестанские народы – сунниты. Однако в культах и верованиях присутствуют элементы язычества. В селе Мискинджи (Ахтарский район Дагестана) жители исповедуют шиизм. Они являются потомками персов, переселённых сюда в 18 веке Сефевидами. Удинцы – православные Грузинской Автокефальной церкви.
Нахские народы – сторонники шафиитского течения суннизма, но встречаются и сторонники ордена кадирийа. Ислам сменил в 17 веке христианство православной ветви.

Антропология:
Аваро-андо-цезские народы – центральный кластер кавкасионского типа.
Народы южной и восточной подгрупп – дагестанский кластер кавкасионского типа
Среди нахов распространен центральный кластер кавкасионского типа балкано-кавказской ветви европеоидной расы. Встречаются каспийские, арменоидные и понтийские элементы – в основном, в рамках отдельных тейпов. Среди ингушей нередок понтийский тип.

ЗАПАДНАЯ ГРУППА. 


I. Нахская подгруппа



- чеченцы (нохчий, нахчо)
- ингуши (галгаи)
- бацбийцы (цова- и пирикита-тушинцы) 

I. Нахская подгруппа

§ Чеченский язык

§ Ингушский язык

• литературный диалект
• плоскостоной (равнинный) диалект
  - терский говор
  - ачхой-мартановский г.
  - урус-мартановский г.
  - шалинский г.
  - ичкерийский (веденский, ножай-юртовский) г.
• майстийский диалект
• итум-калинский диалект
  - шатойский г.
  - чинхойский г.
  - чантийский г.
  - говор кериго
• шароевский диалект
• чеберлоевский диалект
  - макжинский г.
  - нижнечеберлоевский
  - дайский
• кистинский (панкисский) диалект

- литературный говор
- плоскостной (равнинный) говор
- джейрахский (феппинский) говор
- галгаевский говор

§ Галанчожский язык

В галанчожский язык входят диалекты на границе Чечни и Ингушетии, занимающие такое же положение в системе нахской подгруппы, как чеченский и ингушский языки. Ранее включались частично в ингушский язык, а большей частью – в чеченский. Этнически считают себя ингушами и чеченцами.

• карабулакский (орстхоевский) диалект
• нашхоевский диалект
• ламаккинский (горно-аккинский) д.
• аккинский (ауховский) д.
  - ауховский говор
  - парчхоевский говор
• мелхинский диалект
• терлоевский диалект

§ Бацбийский язык

бацбийцы (цова- и пирикита-тушинцы)

История:
По легенде первыми носителями этнонима «нах» («человек») были дзурдзуки (прото-НААЦ), выходцы из урартской провинции Шем (озеро Урмия). Дзурдзуки под натиском племен из Ирана были вынуждены сначала переселиться в область Нахчуван (совр. Нахичевань), а затем – в горы Северного Кавказа. Свою новую родину они назвали Нохчамакхой. В известное время (сер.
III тыс. до н.э.) в стане нахов произошел раскол и их часть (ААЦ) стала развиваться автономно. 
В «Географии» Страбона население Центрального Кавказа зовется «гаргареи» («родственники»). Ариянские источники в 7 в. н.э. упоминают население государства Кобане как «нахча матья» («говорящие на языке нахча»). В 13 веке известность получило нахское государство Симсисм. Более развитые феодальные княжества стали появляться в 15 веке. После монголо-татарского нашествия из Прикаспийских степей была изгнана северная часть нахов – орстхоевцы, которые осели среди основного нахского населения, разделив его на две части и став переходом между ними. Так наступила пора истории двух нахских народов - чеченцев и ингушей.
В современной лингвистике и этнографии термин «нахский» применяется по отношению к подгруппе НД ветви, включающей чеченский, ингушский, галанчожский и бацбийский языки. Термин «вайнахский» имеет отношение только к чеченскому, ингушскому и галанчожскому языкам. Галанчожцы как отдельный этнос не существуют (хотя многие орстхоевцы считают себя таковыми), этносов в нахской группе три: чеченцы, ингуши и бацбийцы, в качестве экстратерриториальных субэтносов выделяются чеченские этногруппы – аккинцы и кистинцы.

Численность (2002):
Совокупная численность нахов в мире – более 2 млн. чел.
Численность носителей чеченского диалекта вайнахского языка в РФ – около 1,36 млн. человек. Крупные диаспоры – в Турции и Ливане.
Ингуши – 413-4550 тыс. человек в РФ.
Бацбийцы – порядка 3 400 человек на севере Грузии на границе с Чечней.

 

* * *

§ Чеченцы (нахчо, нохчий):

В качестве самоназвания чеченцы используют термин «нахчо», относящийся к крупному нахскому племени, жившему в 17 веке в районе реки Аргун и аула Большой Ченчен, а в широком плане – это название всех нахов. Название аула в немного видоизмененной форме стало обозначать вайнахов во многих европейских языках. С 18 века чеченцы стали заселять равнину – территории, которые пару веков назад принадлежали орстхоевцам. Однако те земли уже были заселены казаками, с которыми стали возникать конфликты. Другие этнонимы чеченцев: буртиял (аварский), мичигиш (лакский), шэнэн (кабардинский), цацан (осетинский).
Язык:
Официальным является чеченский язык (чеченский диалект вайнахского языка). Некоторые тейпы и тукхумы имеют свои субдиалекты и говоры.
Галанчожский диалект (орстхоевский) является промежуточными между чеченским и ингушским языками. Наибольшими являются различия между плоскостным, аккинским, чеберлоевским и кистинским диалектами чеченского языка.
Характерному для литературного языка комплексу согласных «лх» в аккинском соответствует «рх»: «малх» – «марх» “солнце»; «болх» – «борх» “работа». В отличие от литературного, в аккинском нет прогрессивной ассимиляции аффиксального «н» в глагольных формах прошедшего времени: литер. «аьлла», аккинск. «айлнд» – “сказал”; литер. «делла», аккинск. «даьлнд» – “кончил”. В аккинском классные показатели могут выступать в функции внешней флексии глагольных форм: литер. «д-альлла», аккинск. «д-аьлн-д» – “закончил”; литер. «делла», аккинск. «д-елн-д» – “отдали”. Примеры фонетических отличий мелхинского варианта от литературного языка: лит. «цн», мелх. «ст»; «чиг» – «шк»; «хьаж» – «хьаьга»; «йоьхь» – «лоьхь». Примеры фонетических отличий итумкалинского диалекта от литературного языка (итумк. – литер.): рц – рс; лоьху – лиеха; хк – рк; рч – рш. Галанчожский диалект сочетает черты чеченского и ингушского языков. Комплексу «ст» в начале слова в галанчожском, как и в ингушском, соответствует «с», как и в чеченском литературном языке, наблюдается прогрессивная ассимиляция.
Тейпы (за достоверность информации не ручаюсь):
Основные понятия:
Тейпы являются пережитком родо-племенной структуры, сохранившимся до наших дней. Под тейпом подразумевается группа, состоящая из нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой в отношениях социального равенства. Роды называются “гар” и представляют собой 10-50 дворов в том или ином населённом пункте. Тейп – это общность родственных фамилий (семей), целостное образование, каждый член которого должен работать на имидж и авторитет. Члены тейпа называют себя “йиши-воши”«братья-сестры». Тейпы объединяются в более крупные ячейки, такие как «тухумы». Тейпов насчитывается порядка 225–230. Они делятся на горные и равнинные. Майстинцы, мелхистинцы, хилдыхароевцы, дышнинцы, феппинцы, джераховцы проживают также в горных районах Грузии. 

* * *

§ Ингуши (галгаи):

Самоназвание произошло от наименования крупного тейпа Галгаев. Слово «ингуш», вошедшее в европейские языки, появилось в 17 в., когда крупные вайнахские тейпы (Галгаи, Цоринх <Цоргин>, Джейрах, Мецхал, Феппин) переселились с гор на равнину (в Тарскую долину и русло реки Камбилевка) и основали там село Ингуш (Онгушт, Ангуш) – ныне Тарское село Пригородного района Северной Осетии. Присутствует значительный орстхоевский компонент. Говорят на ингушском языке. Деление на говоры заметно слабо. Имеются слабовыраженные этнические группы (объединения тейпов): джейраховцы, галгаевцы, хамхинцы, мецхальцы, голошевцы, назрановцы, цоринхцы, феаппинцы.

* * *

§ Бацбийцы (бацав, бацби, туши, туски, бацоевцы):

По происхождению бацбийцы являются потомками некартвелизированных нахов горных районов Грузии (цховатов – согласно А. Ширакаци). 
Делятся на две этногруппы: “цова-тушинцы” (Вадуа) и “пирикита-тушинцы” (Дамахкрай). Расселение бацбийцев в Восточной Грузии завершилось к концу XVI в. Название Вадуа связано лингвистически с названием ингушского племени феппи. "Дамахкрай" восходит к Дай-Мохк (Страна Отцов). 
Говорят на бацбийском языке со значительными заимствованиями из тушинского диалекта грузинского языка картвельской семьи. Живут в селах Ахметского района. 
Им близки по происхождению тушинские племена Гомецари и Чагма, но они говорят на диалектах грузинского языка и рассматриваются в рамках картвельской семьи.
От бацбийцев следует отличать кистинцев – потомков чеченцев, переселившихся в Грузию в Средние веке. 
Однако, в литературе бацбийцы, гомецари, кистинцы и чагма часто рассматриваются вместе, и к ним применяется этноним "кистинцы".


II. 1. Аваро-Андийская подгруппа
2. Цезская подгруппа


История развития языков:
Прото-нахо-аваро-андо-цезы (НААЦ) – сохраняли единство недолго, распад произошел сразу после закрепления в горах Северного Кавказа. Нахи, заселили оба склона Центрального Кавказа, ААЦ заняли высокогорные области Дагестана. В последующие тысячелетия ААЦ контактировали больше с другими дагестанскими подгруппами и приобрели много черт, отличающих их язык от нахских, например, потеряли много гласных (нахские языки и картвельские языки и диалекты, возникшие на нахском субстрате характеризуются большим числом гласных).
На южном склоне Кавказа в течение
II-I тыс. до н.э. происходила активная ассимиляция нахских народов картвелами. Независимой сохранилась лишь группа бацбийцев, выжившая среди грузинского населения и сохранившая свой язык. Возникшая в результате распада прото-нахско-аваро-андо-цезской общности общность аваро-андо-цезская до 1500 г. до н.э. сохраняла единство, пока в результате освоения соседних ущелий и долин рек не обособились прото-цезы. Разделение аварских и андийских языков произошло в 8 в. н.э. и различия между ними невелики. Несмотря на общее происхождение с нахскими ААЦ языки развивались иным путем, утеряв специфические черты праязыка (например, уменьшилось число гласных звуков).
Цезские языки характеризуются большим числом падежей – до 64 единиц.


Крупным этносом являются аварцы (самоназвание – маарулал, другое название – хуз). Ранее, все народы, говорящие на языках этой подгруппы считались “аварцами”. Долгое время термин “аварец” был собирательным, т.к. носители аварских диалектов не считали себя этнической группой. С 5 в. н.э. территория, заселённая аварцами, именуется как государство Серир. С 17 в. Серир известен, как Аварское ханство. Помимо Серира, встречаются и названия других государств-джамаатов: Тинди, Хварши, Ди-Дури (Дидо), Чама-ига, Кос, Андалал, Чамалал, Карах, Капуча (государство народа бежтинцев, которых иногда именуют капучинами; просьба не путать этих бежтинцев-капучинов со средневековым монашеским Орденом Капуцинов и известным кофе-капучино ;-), Гид и Анцух. Многие аварские южные этногруппы имели свои джамааты.
В основе литературного языка лежит хунзахский говор. Разговорным языком до 20 века был болмац («народный язык» на основе хунзахского диалекта), являвшийся средством устного общения во всем Дагестане. Письменность создана в 1928 на базе латинской графики, в 1938 переведена на русскую графическую основу. Основная масса аварцев живёт в горах, в 1940-60-е часть переселилась на равнину. Численность – 600 тыс. чел. (включая людей, считающих себя аварцами, но не являющихся ими по происхождению). Этноним «аварцы» производят от имени царя Серира — Авар (VI в. н.э.).

Данные о других ААЦ народах (перепись 2002 года):

• Ботлихский район Дагестана
Андийцы (куаннал, гьванал, андал, гьандисел). 10 тыс. – 21,8 тыс. чел (2002). Говоры андийского языка. Села Ботлихского района Дагестана: Анди, Гунхо, Гагатль, Ашали, Риквани, Чанхо, Зило, Муниб, Кванхидатль.
Ботлихцы (буйхади). 16 чел. – носители языка (аулы Ботлих и Миарсо Ботлихского района). Суммарная численность – до 5 тыс. чел.
Годоберинцы (рибдиди).  39 чел. – носители языка (аулы Годобери и Зибирхали). Всего – до 3 тыс. чел.

• Цумадинский район Дагестана
Багулалы (багвали, гинтлял, кванадинцы, конодинцы). 40 чел. – носители языка. Всего – до 2 тыс. чел. До 1926 года жили в Цумадинском и Ахвахском районах, затем были причислены в этническом плане к аварцам. В 50–70-ые годы переселились в Хасавюртовский. Ногайский и Кизлярский районы Дагестана.  Небольшая часть в Астрахани. На багвалинском языке говорят в Кванаде, Хуштаде, Тлондоде, Гемерсо, Тлисси и Тлибишо. Багвалинский отличается от других андийский языков в области фонетики. Этносознание смещается в сторону признания себя аварцами. 
Тиндалы (тинди, идери).
5 тыс. – 6,7 тыс. Цумадинский район (села Тинди, Ангида, Акнада). Общего самоназвания и самосознания тиндинцы не имеют, носители сильно различающихся в области фонетики и морфологии говоров не ощущают между собой связи.
Чамалалы
. 12 чел. – носители языка. Общее число – до 5 тыс. чел. Села: Нижний Гаквари, Верхний Гоквари, Цумада, Урух, Ричаганик, Гадыри, Гигатль, Агвали.

• Цунтинский район Дагестана
Цезы (дидо, цуинтал). Долгое время считались аварским субэтносом. Численность: 8 тыс. – 15 тыс. чел. в 47 селениях Цунтинского и, отчасти, Цумадинского р-нов Дагестана. «Цезо»«орлы». «Дидо», грузин. – «гордый, знатный».
Гинухцы (гъенозе). Село Гинух Цунтинского р-на Дагестана. Диалектных различий нет. Язык долгое время рассматривался как диалект цезского языка. Носителей языка не более 200 – 500 человек. Подвергались притеснению в годы Кавказской войны и сталинским репрессиям.
Гунзиб (хунзалик, энзсби, уизо, нахады). 800–2000 чел. Проживают т.ж. на границе Дагестана и Грузии.

• Другие районы
Хваршины (хуани). 128 чел. – носители языка. Общая численность – до 3 000 чел. Живут в Кизилюртовском и Хасавюртовском районах. Язык испытал влияние андийской подгруппы. Различают два обособленных диалекта: собстввенно, хваршинский и инхокваринский.
Ахвахи (ашвадо, сыдыкьилиду, гшахъвахал) близки хунзахским аварцам. 3,5 тыс. – 6,3 тыс. чел. В Ахвахском районе и Советском районах Дагестана, а т.ж. в Азербайджане (Ахвах-дере). Между диалектами очень сильны различия.
Карата (кирди). 5 тыс. – 6 тыс. в Ахвахском, Каратинском и Хасавюртовском р-нах Дагестана. Носителей языка не более 100.
Бежтинцы (канучи, грузины-капучины, авар-хваннал, калаки, бешитль). 5 тыс. – 6 тыс. чел. (2002). Живут в Кварельском районе Вост. Грузии и районе села Бежта (Дагестан). Лексические различия между диалектами составляют 10 %. Причисляются к аварцам.
                                                                         

 

ВОСТОЧНАЯ ГРУППА. 

Центральная группа произошла от более поздних переселенцев из Передней Азии. Она более близка западной группе, чем южной. Состоит из лакской и даргинской подгрупп, которые разделились в середине I тыс. до н.э. Диалектные различия проявились в лакском лишь в конце II тыс. н.э. Даргинская подгруппа представлена рядом родственных языков, которые развиваются автономно еще с I тыс. до н.э.


III. Даргинская подгруппа


Даргинцы (дарган, драган, хюркилинцы). Общая численность 370 – 510 тыс. в горных р-нах Дагестана и в равнинных аулах Герга (Каякентского р-на) и Костек (Хасавюртовского р-на). Различия между диалектами настолько сильны, что позволяет описывать их как близкородственные языки, имеющие единый общедаргинский этнос или, вообще, как различные этнические группы. Особо выделяют субэтносы:
- кайтагцы: 17,2 тыс. человек в 1926 году, 5 чел. в 2002
- кубачинцы (угбуганти): известны с 6 в. н.э. как зирихгераны, с 15 в. как кубачи. Численность: 2,5 тыс. человек в 1926 году, 88 чел. в 2002

 

Даргинская подгруппа

Северная даргинская зона

Южная даргинская зона

Даргинский язык

    - акушинский диалект: акушинский и левашинский говоры

    - урахинский (хюркилинский, кабинский): урахинский, мургинский, канасирагинский, бурдеки-кичи-гамринский, мургукский, мамааульский, герганский, верхне-мулебкинский, нижне-мулебкинский говоры

    - гудбенский диалект: губденский, мурегинский, мекегинский говоры

    - мугинский диалект

Цудахарский язык

   - цудахарский диалект: западный и восточный говоры

   - верхне-акушинский диал: гапшиминский и тантийский говоры

   - усишский диалект: усишский, гибинский, гинтинский, бутринский говоры

Кадарский язык – Буйнакский район

Муиринский (уркарахский) язык

Диалекты: уркарахский, харбукский, меусишский (сближается с даргинским языком), кишский, чумли-гуллинский

Мегебский язык (влияние аварского языка)

Кайтагский язык

   - верхнекайтагский диалект: шурккантский, ирчамульский, каттагинский, санчи-ахмедкентский, маджалисский

   - нижнекайтагский диалект

Юго-западная даргинская зона

Сирхинский язык

   Говоры: верхне-сирхинский, ураринский, гуллатинский, бакнинский,  

   урцакинский, карбукский, урагинский,

Кункинский язык

Вуркинский язык

   - диалект санжи: говоры санжи и худуц

   - диалект ицари

Кубачинская зона

Кубачинский язык 

   - арбукский диалект: кубачинский и амузгинский говор

   - аштинский диалект

   - сулевкентский диалект

Чирагская зона

• Чирагский язык –

  - чирагский диалект: анклухский, чирагский, шаринский говоры

  - амухский диалект

 


IV. Лакская подгруппа



Лакцы (лек, лаккучу, тумал, вулугуни, булеги, газикумук, яхулви, казикумухцы). Численность: 120 – 156 тыс. человек в горных Лакском и Кулинском р-нах Дагестане и на равнинах Новолакского р-на Дагестана. 2/3 лакцев проживают вне территории Дагестана. Говорят на диалектах лакского языка. Первые лакские гос. образования (Гумик и Туман) упоминаются арабскими источниками ещё в 7 в. н.э. В раннем средневековье образуется Казикумухское шамхальство.

ЮЖНАЯ ГРУППА. 

Южная группа сильно отличается от других групп нахско-дагестанской ветви и от реконструируемого протовосточно-кавказского языка, что может быть обусловлено её происхождением из другого хуррито-урартского источника, в частности прикаспийских народов легов, каспиев, агван и др., которые обитали в Карабахе и Кура-Аракской низменности, автономно от Урарту. После прихода иранских племен, они были вынуждены двигаться на север – в горы Дагестана. В антропологическом плане южные НД отличаются сильной примесью каспийского расового типа, что указывает на сильное иранское влияние. Во II тыс. до н.э. в Кура-Аракской низменности наблюдалось две южные нахско-дагестанские общности: протохиналугская и протолезгинская. Место современного хиналугского языка определяется рядом с лезгинскими, но теоретически древние хиналугцы могли составлять третью ветвь северо-кавказской семьи, происходящую от хуррито-урартской, которая подверглась впоследствии лезгинизации.

В 9 в. до н.э. от протолезгинской общности откололось население Алазанской долины – агване (албанцы), предки удинцев – основавшие через несколько веков государство Албания. В 6 веке до н.э. обособился изолированный в горных ущельях среди аварцев и лакцев язык арчинцев. Тогда же произошло последний раскол протолезгинского языка на самурско-шахдагскую и восточную зоны. В 3 в. до н.э. произошло выделение шахдагской общности, просуществовавшей до 10 в. н.э. как единый народ, и самурской, состоящей из двух языков – цахурского и рутульского.

К началу н.э. восточно-лезгинская зона разделилась на табасарано-агульскую и, собственно, лезгинскую группы. До 7 в. н.э. табасаранский и агульский были говорами одного языка. Лезгины фактически состоят из двух этносов и языков – кубинцев и кюринцев, которых долгое время объединяло лишь Лезгинское государство и легендарное происхождение от племени легов. В настоящее время среди кюринцев и кубинцев нет единого самосознания: некоторые из них называют себя «лезгинами», другие подчеркивают свою обособленность.
кк

V. Лезгинская подгруппа


Лезгины – потомки населения Кавказской Албании: леков (легов), гаргаров (гаргареев), арранов, лазгов, гельцев. С 10 в. н.э. имеют письменность, сначала – арабскую тану (цифару), а с 15 в. – аджаме (собственная графика). Численность лезгинов: 411 тыс. – 450 тыс. чел. в южных районах Дагестана и северных районах Азербайджана.
Арчинцы (аршиштиб - самоназвание, рочисел - аварское название, арчи - лакское). Жители аула Арчиба Чародинского района на реке Хатир. Не более 89 чел. по переписи 2002 года, большая часть (1200 чел.) считает себя аварцами. До начала 20 века жили в хуторах (духхурумах), а на три летних месяца перебирались в крупное село Арчиб (Арчи, Хере, Рочиб). В 40-ые годы перешли на постоянное место жительства в хутора.
Табасараны. 96 тыс. – 97,3 тыс. чел. в Табасаранском и Хивском р-нах Дагестана. 
Агулы  (агутакани). Народ, сложившийся в 7 в. н.э. на основе племён агутакани, живших на юго-востоке Кавказского хребта. В настоящее время распадается на 4 группы племён: агулдере, курахдере, хушгандере, хпюкдере.
Численность: 17,4 тыс. – 29 тыс. чел. в Агульском и Курахском р-нах Дагестана.
Рутульцы (мухад). 20 тыс. – 30 тыс. чел. Этнос распространён в основном в Рутульском районе Дагестана, а также в Ахтынском, Бабаюртовском, Дербентском, Кизлярском и др. районах, в городах Махачкала, Дербент, Каспийск, Кизляр; и в Азербайджане в Шекинском и Кахском районах, в городах Шеки, Баку, Мингечаур, Сумгаит. Термин "Рутул" как название села, давшее и название народности, в литературе известен с XV в. Этноним "рутульцы" и соответственно понятие "рутульский язык" официально закрепились лишь после 1917 г. Основу литературного языка составил мухадский диалект. Членение юго-западного ареала на цахско-мухадскую (самурскую) и крызско-будухскую (шахдагскую) зоны завершилось к XI-XII вв. 
Цахуры (йи-хъбы). 20 тыс. чел. в зап. части Рутульского р-на Дагестана и в сопредельных аулах Кахского и Закатальского р-нов Азербайджана. В 15 в. входили в Елисуйский султанат.
Будухцы (будад, будан). 1 тыс. – 3 тыс. в селе Будуг Кубинского р-на Азербайджана, а также во многих селах равнинного Азербайджана. Диалектов нет. Генетически близок к крызскому языку. Бесписьменный.  
Крыз (джек). 6 тыс. – 9 тыс. чел. в горных селениях Крыз, Ергюдж, Хапут, Джек и Алык Кубинского района и в нескольких селениях Хачмазского, Исмаиллинского, Куткашенского и Агдашского районов Азербайджана.
Вместе с будухцами и хиналугцами по территориальному признаку объединяются в шахдагскую этническую группу.
Удинцы, проживающие на границе Азербайджана и Грузии – православные. Численность: 3,7 тыс. – 5,7 тыс. чел. в сёлах Нидж и Варташен Куткашенского района Азердайджана и в селе Октомбери Кварельского района Грузии. Удинский язык отличается от всех других северо-кавказских и, вообще, от сино-кавказских языков номинативной структурой построения предложения, в противовес  классической эргативности сино-кавказской макросемьи.


VI. Хиналугская подгруппа



Хиналугцы (хыналыг, хаттиддур, кешт-халк) говорят на хиналугском языке. Ранее включались в лезгинскую подгруппу. Числ. около 2 тыс. – 3 тыс. (1979). Село Хиналуг Кубинского р-на Азербайджана. Своё село называют Кешт, а себя – кешт-халк. Иногда – каттиддур («односельчане»). Диалектов нет, но есть различия, характерные для речи того или иного квартала села Хиналуг – представители трёх хиналугских кланов используют в быту особый акцент, отличающий их друг от друга. Браки заключаются только среди этих трёх родов по довольно сложной системе. Впервые термин «хыналыг» промелькнул в 8 в. н.э. у арабского географа Хамави.

 

Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
 (c) 2003-2007
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru

куплю земельный участок Дмитровское шоссе
Hosted by uCoz