АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
Очень распространённая семья, включает в себя широкий спектр народов: от турков до японцев и корейцев. Состоит из нескольких групп. На Кавказе представлены народы кыпчакской и огузской подгрупп тюркской группы, а также калмыки – народ монгольской группы. Стоит отметить, что чёткой границы между огузскими и кыпчакскими языками не прослеживается. Протоалтайцы сформировались в Центральной Азии на основе местного монголоидного населения, говорившего на палеоазиатских языках и, пришедших с Ближнего Востока, носителей ностратических языков. Пришельцы смешались с местным населением, насадили свой язык, который перенял много архаичных палеоазиатских черт и образовали протоалтайский этнос. Многие ученые ставят под сомнение существование этого этноса и протоалтайского языка. Протоалтайский этнос, вероятно, распался на рубеже VI и V тыс. до н.э. на прамонгольский, пратюркский и пратунгусо-маньчжурский. Эти этносы начали развиваться сначала изолированно, а впоследствие интенсивно контактируя, поэтому наблюдается сходство базовой лексики. Тунгусские языки сохранили на поверхности точки соприкосновения с другими ностратическими, в частности уральскими и дравидскими. Тунгусские поселенцы на Корейском п-ове передали местному австроазиатскому населению свой язык, однако, в современном корейском более 50 % слов имеют китайское происхождение. Японский язык образовался в результате лингвистического поглощения корейским языком австронезийских элементов на Японском архипелаге в IV тыс. до н.э. Распад тюркских языков на огузскую, кыпчакскую, карлукскую и др. группы начался в начале I тыс. до н.э. В рамках кыпчакской подгруппы можно выделить 3 ареала: якуто-долганский, чувашский и остальной тюркский: среди этих ареалов очень затруднено взаимопонимание, т.к. чувашский и якуто-долганский языки очень давно откололись от общего массива тюркских. Характерной чертой почти всех алтайских языков является номинативно-агглютинативный типологический строй.
1.) Тюркская группа.
На Кавказе тюркские
языки появились поздно – в I тыс. н.э., а
процесс тюркизации некоторых народов,
завершился лишь к 17 веку. Карачаевцы,
балкарцы и кумыки говорят на языках
кыпчакско-половецкой подгруппы кыпчакской
ветви тюркской группы (тюркским агентом у
них являются племена половцев-куманов), к
которой также относятся крымско-армянский
язык, центральный диалект крымско-татарского,
язык караимов, несколько подговоров тюрко-урумского
языка. См. Крым.
Азербайджанцы, турки и турки-месхетинцы
говорят на языках огузско-сельджукской
подгруппы огузской ветви (тюркский агент –
сельджукская ветвь огузов).
Ногаи и юртовские татары являются поздними
выходцами из Средней Азии и говорят на
языках, близкиъ казахскому и
каракалпакскому – восточно-кыпчакская
подгруппа кырчакской группы тюркской ветви.
• кыпчакские народы Кавказа: | |
• огузские народы Кавказа: - азербайджанцы - турки-месхетинцы (см. "Народы Восточной Европы") - турки (читай в «Народах Восточной Европы») |
*******************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************
Ø
Азербайджанцы (азерилер, азербайджанлылар, адербейджанские татары):
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
Предисловие:
В современном понимании, Азербайджан – закавказская республика, однако, большая часть азербайджанцев проживает за пределами своей республики – на терр. с.з. Ирана (провинции Зап. и Вост. Азербайджан), которая некогда являлась частью
единого Азербайджана, т.о. выделяют Северных
Азербайджанцев и Южных.
История:
Первоначальным населением Куро-Араксинской низменности были народы сино-кавказской макросемьи, в частности,
отделившейся в IV тыс. до н.э. хурритской
семьи, а именно её нахско-дагестанской ветви. Хурриты имели тесные контакты с
дравидскими народами Ирана (в т.ч. эламитами). Соседями хурритов со II тыс. до н.э. были неклассифицированные в языковом отношении народы касситов, кутиев и луллубеев (антропологически, судя по ископаемым останкам и рисункам, они были европеоидами). По самой последней версии, кутии являлись индоевропейцами-тохарами (фатьяновская археологическая культура), вытесненными из Средней Азии, касситы – возможная ветвь картвельской семьи, развившаяся в Иранском нагорье в период распада ностратической макросемьи, а луллубеи – собирательный социальный термин, означающий по-хурритски «чужак».
В 10 в. до н.э. возникает первое государство на терр. Азербайджана – Замуа, а в 9 в. до н.э. в районе озера Урмия – гос-во Манней. Населением этих государств были хурриты (агване-албанцы, каспии, утии, кадусеи, мики и др.).
В 70-е годы 8 в. до н.э. в горах Эльбурс и южном побережье Каспия возникает Мидия, царство, основанное, пришедшими из Причерноморья через Среднюю Азию, арийскими народами. Этнооснову Мидии составляли дравиды, перешедшие на арийский язык, а т.ж. хурриты из государства Манней.
В 6 в. до н.э. Мидию захватила персидская династия Ахеменидов. В 4 в. до н.э. Мидия пришла в упадок. После походов Александра Македонского и раздела его Империи, Мидия перешла во владения Атропата, македонского военачальника. От названия Атропатена <Атрпатакан> (“владения Атропата”) произошло современное название “Азербайджан” (тюркское произношение этого слова). По другой версии, «Азербайджан» происходит от араб. «зар» – «свет, огонь», и связано с древнеиранским культом огня. Словом “азари” арабы называли мидийский язык. Во 2 в. н.э. власть Атропатены распространилась на Кура-Араксинскую низм., Муган и Талышские горы.
К этому же периоду относят формирование каспийского антропологического типа на базе переднеазиатского, впитавшего в себя
дравидские элементы (дравидоязычное
население этого региона, не было смешано с
австралоидами, как в Индии и относилось к протосредиземноморскому
типу, близкому к древнему ностратическому
состоянию). На формирование каспийского
типа повлияли т.ж. представители памиро-ферганского
типа и, в позднейшее время, монголоиды.
В конце I тыс. до н.э. в северной части Азербайджана и среднем течении реки Кура возникло государство, известное, как Кавказская Албания (Аран, Агван) с населением, говорящем на языках лезгинской подгруппы
нахско-дагестанских языков. В 1 в. н.э. Албания попала под власть Рима, а в 3 в. был подчинена Сасанидскому Ирану. Христианство установилось в Албании с 5 в. н.э. В 8 в. н.э. арабы разрушили Албанию, которая была уже в некоторой степени арменизирована.
В 9 в. н.э. в районе Апшеронского п-ова возникло государство Ширван со значительными иранским (атропатенцы, таты-мусульмане) и еврейским (таты-иудеи)
компонентами. Термин “ширван” заменил
бывший в ходу в то время термин «лбины» (лпинк, чилб, сльвы, лупении),
которым в то время называли население
этого района.
В 11 в., пришедшие из Средней Азии, монголоидные тюрки-сельджуки (сельджуки – одна из ветвей огузов) начали
распространять сельджукский диалект огузского языка
среди народов, говорящих на атропатенском
диалекте мидийского языка индоиранской группы и горных нахско-дагестанских
языках.
Турки-огузы – союз 24 племён, выделившийся в 7 в. н.э. из состава Тюркского каганата. Сельджукское племя завоевало Ширван и двинулось в Малую Азию. Империя Сельджуков распространилась от Малой до Средней Азии и Южного Ирана. Местные языки были изъяты из оборота и заменены тюркскими наречиями. Родной язык сохранили незначительные группы населения в Арцахе
(Карабахе), Дагестане и Талышских горах, где сохранившие свой язык атропатенцы, получили новый этноним – талыши.
Вскоре государство Сельджуков попало под
власть других огузских племен, управляемых
султаном Османом. В 12 в. на терр. горного хребта Арцах возникло Хаченское Княжество (Хачкинази – арм. «христиане»), вошедшее
впоследствии в состав Пяти Меликств.
С монгольскими завоевателями (на постоянной основе в Куро-Араксинской низменности
из них осело 200 тыс. человек) из Средней Азии вторглись племена афшаров и каджаров, а при Тимуре и Мираншахе эти племена были
расселены в Азербайджане (14 в.) – под Азербайджаном, в данном случае подразумевается и Иранский Азербайджан. В этнос азербайджанцев также влились племена падаров, джеванширов, карачорлу, байбатов, думбалийцев и часть туркменских племен «черных и белых баранов» ак-коюнлу и кара-коюнлу. Племена коюнлу дали Арцаху своё название – «Карабах» («Чёрный сад»). При шахе Абассе I Сефевиде в Азербайджан переселились
тюркоязычные племена шахсевенов, кызылбашей и карадагцев из Малой Азии (конец 16 в.). В течении Средних веков население Куро-Араксинской низменности было сильно ассимилировано огузами в языковом плане, а т.ж.
переняло у них много культурно-бытовых черт.
Азербайджан (Провинции – Карабах, Куба,
Баку, Шеки, Ширван, Талыш) являлся частью
Российской империи, он вошел в состав СССР
сначала в рамках Закавказской АССР, а затем
стал союзной республикой, в которую были
включены Нагорно-Карабахская АО (75 % –
армяно-язычное население), Нахичеванская АССР (азербайджано-язычное население – 90
%, большинство – курды), объединившая
Нахичеванскую и Ордубадскую провинции, Курдская
АССР (существовала в 20-ые годы между
Арменией и Карабахом, потом была упразднена,
а территория отдана под юрисдикцию АзАССР,
в начале 90-ых годов курдские районы
Азербайджана оккупированы Арменией, а
курды были вынуждены переселится в
центральный Азербайджан). Новую
независимость Азербайджан получил в 1991
году на фоне войны за Карабах.
Иран в начале ХХ века официально протестовал против
закрепления названия "Азербайджан" для
своей
бывшей провинции Арран, но в итоге смирился. Азербайджаном
именовалась в Иране историческая
Атропатена.
После установления советской власти началась массовая миграция армян в
промышленно развитые районы побережья Каспийского моря, в города Баку и Сумгаит. Напряжённость между армянами и азербайджанцами возникла ещё в конце 70-ых гг., а конце 80-ых–начале 90-ых вылилась в открытый конфликт. Не последнюю роль в этом сыграла и “насильственная ассимиляция” во время переписей, когда таты, карабахцы, талыши и
нахско-дагестанские народы записывались, как «азербайджанцы».
Язык:
Азербайджанцы говорят на диалектах и говорах северного и южного азербайджанских языков
(сельджукско-огузская подгруппа огузской
группы тюркской ветви), которые отличаются не очень сильно. Носители северного азерб.
языка проживают в Азербайджане, Турции, Дагестане; носители южного азерб. языка живут в Иране, Турции, Ираке, на Ближнем Востоке, в Средней Азии. На юге Ирана живут кашкайцы – близкий к азербайджанцам этнос. Деление на этногруппы совпадает с делением на диалекты. Азербайджанские языки
обнаруживают смешанные как огузские, так и кыпчакские черты на всех уровнях фонетики, морфологии и синтаксиса.
Имеются переходные формы с турецким и
туркменским языками.
Письменность:
В азербайджанском языке использовалось арабское письмо
до 20-ых годов ХХ века. В течение этого долгого периода в азербайджанском языке использовались три письма: Арабское (28 букв), Персидско-арабское (32 буквы) и
Турецко-арабское (33 буквы), но ни одна из этих форма не была идеальной, и поэтому было проведено много реформ письменности (в конце 19-го и начале 20-го века).
В 1929 году латинский алфавит, известный, как Yanalif ("новый алфавит"), получил распространение на севере Азербайджана, который в то время был союзным членом СССР.
В 1936 году этноним "закавказские тюрки"
("адербейджанские татары") был
вытеснен термином "азербайджанцы".
В 1939 году Сталин приказал перевести азербайджанский язык на кириллицу. До распада СССР в азербайджанском языке использовалась кириллица, однако в 1991 году, когда Азербайджан стал независимым государством, азербайджанский язык снова вернулся к латинице, которая несколько отличалась от той, что использовалась в 1929-39 гг.
Вежливая форма обращения к женщине – "ханим", к мужчине – "бей" (сев.) и "ага" (юж.).
Религия: мусульмане-шииты.
Территориально обособленная группа азербайджанцев Согне-Фьорда
(простите :(, инфа дается по Гансу Гюнтеру):
В Норвегии проживают представители каспийского типа. Они являются потомками выходцев из Кура-Арксинской низменности, которые по неизвестным причинам переселились с Кавказа через Киевскую Русь в Скандинавию. Говорят на диалекте норвежского языка. Ганс Гюнтер «Краткая расология Европы»: “Люди своеобразного типа живут у Согне-Фьорда: темноволосые мезо- и брахикефалы среднего и низкого роста с «южным» темпераментом в речи и движениях, весьма воинственные…может быть, речь идет о расе неизвестного происхождении”. Многие учёные считают их потомками татов.
Число говорящих: на северном азербайджанском языке – более 7 млн. чел., на южном азербайджанском языке – 25 млн. чел.
Антропологически азербайджанцы, живущие на основной территории Азербайджана (Северные) и в Иране (Южные) относятся к двум кластерам каспийского типа индо-иранской ветви европеоидной расы. Имеются территориальные расовые отличия. Повсеместно встречаются
центрально-азиатские элементы.
- Жители Азербайджана к северу от Куры испытали кавкасионское влияние: у них более высок процент светлых
(имеется ввиду не-черных) волос и глаз, слабее развит волосяной покров и
слабее рост бороды, шире голова.
- Жители юго-востока (имеющие значительную переднеазиатскую примесь) более темные и волосатые, лицо более широкое, чем у северных этногрупп, а голова меньше. Они наиболее мезокефальны, чем другие этногруппы.
- Нахичеванские азербайджанцы и жители горных районов Малого Кавказа (ю.з.) (переднеазиатская и хорасанская примеси
– по происхождению это курды) характеризуются более высоким ростом, узким
лицом средней длины, развитым волосяным покровом, высоким процентом выпуклой спинки носа и приподнятым положением кончика носа, наименьшими размерами головы.
В большинстве своём северные азербайджанцы относятся к западному кластеру каспийского типа.
Описание дается по Бунаку (?).
Рост. Средний рост (164–166 см). Наиболее высокорослыми являются азербайджанцы Нахичеванской Автономии (впитавшие курдский этнический элемент хорасанского типа индо-иранской ветви).
Цвет волос. Преобладает чёрный (53–93 % в зависимости от региона) и темно-каштановый цвет (до 23 %); на сев.-зап. (2 % в Кедабеке и 22 % в Газахе) встречаются светло-каштановые оттенки (кавкасионский элемент).
Форма. От 49 до 88 % случаев преобладает волнистая форма волос. Исключение составляют равнинные
азербайджанцы Физулинского и Джебраильского районов, у которых частота прямых волос превышает 50 % и повышается по направлению к центральным, северо-восточным и северо-западным районам Азербайджана.
Цвет глаз. Темные встречаются у 56–80 % на юге Азербайджана, наибольший процент темных глаз – у шахсевенов Бейлаганского района. Смешанные оттенки (50 % в центральных районах и на западе), светлые тона (1–5 % на северо-востоке, 66 % – в Шемкирском районе, 8 % – в Газахе).
Волосяной покров. Сильный рост волос на груди отмечается в 40–60% случаев, особенно в Сабирабадском (36 %), Масаллинском (38 %), Ярдымлинском (34 %) районах и в Нахичеванской Автономной Республике (37 %) –
переднеазиатское влияние. Слабое развитие волос на груди преобладает в северо-западных Азербайджанцев (74–82 %).
Борода. В 42–78 % случаев отмечен сильный рост. Частота роста понижается в Ярдымлинском (33 %), Саатлинском и Сабирабадском (34 %) районах. Слабый рост бороды наблюдается у северо-западных азербайджанцев.
Измерительные признаки головы. Наибольшие размеры встречены в районе Малого Кавказского хребта. Уменьшение обнаруживается по направлению центра-северо-запада и северо-востока. Наименьшие величины продольного диаметра отмечаются у азербайджанцев Масаллинского района. К центральным, северо-западным и северо-восточным районам поперечная ось увеличивается. Голова в большинстве случаев имеет круглую форму.
По форме головы выделяются мезокефалы и брахикефалы. Самыми длинноголовыми являются
азербайджанцы Нахичевани и южных районов республики, где головной указатель изменяется от 75 до 77. В центральных районах этот указатель варьирует в пределах 77–80.
Брахикефалами являются группы
северных районов. У большинства рассматриваемых групп лоб слабонаклонный и прямой.
Высота лица. Физиономическая высота лица варьирует от 178 до 187 мм, а морфологическая в пределах 123–130 мм.
Самыми высоколицыми являются нахичеванцы и азербайджанцы южных районов Малого Кавказского хребта.
Ширина лица. Скуловой диаметр варьирует от 138 до 142 мм. Наиболее узколицы жители Дивичинского, Геокчайского и Нахичеванского районов (138), а широколицыми являются азербайджанцы Джебраильского, Джалилабадского и Бейлаганского районов (142–143 мм).
Выступание скул слабое и умеренное. Сильное выступание обнаружено в 11 % случаев.
Нос. Вариация высоты носа как от нижнего края бровей, так и от переносья, не превышает 4 см. В направлении к югу высота повышается примерно на 2 см. Ширина носа 37 мм. У южных групп
азербайджанцев носовые указатели несколько ниже.
Более 50 % Азербайджанцев имеют высокое переносье. Средняя высота переносья встречается у 49 % (азербайджанцы Маразинского района). Костная часть носа имеет прямую форму в 60–90 % случаев. Встречаются и выпуклые формы (7–34 %). Вогнутая форма встречается редко (1–20 %).
Кончик и основание носа прямые. Приподнятые формы встречены в 2–42% случаев. У жителей Шиштепинского участка Шемкирского района частота поднятых форм основания носа превосходит 50%.
Ноздри имеют овальную форму.
Складка верхнего века отсутствует или развит слабо. Ширина глазной щели средняя. Положение осей глазной щели горизонтальные, “монголоидное” (внешний угол
глаза выше внутреннего) найдено в 5–30% случаев.
Подбородок имеет прямую или выступающую форму. Характерна длинная форма мочки ушей.
Южные азербайджанцы, проживающие в Исламской Республике Иран, по своему физическому типу
тяготеют к жителям южных районов
Азербайджана. Небольшие отличия отмечаются в широтных размерах головы и лица. У
иранских азербайджанцев голова шире, при почти одинаковой ее длине, и лицо уже. Для них характерна прямая форма спинки носа. Сходный комплекс признаков встречается у туркменов
– восточный кластер каспийского типа.
Дополнительная информация:
Различие между “говором” и “диалектом” в следующем: говор представляет собой форму особого звукопроизношения (что-то вроде акцента), отличающуюся от
литературной фонетически, а диалектные различия располагаются уже в области грамматики и словообразования, а т.ж. словоупотребления.
Особенности
азербайджанского языка: |
|
Азербайджанский
язык отличается от других языков
тюркской системы следующими чертами: 1) наличием фонем "э" и "е", например "эл" - "народ" и "ел" - "рука"; 2) употребление двойных согласных (геминат) в корнях некоторых слов, например "аддым" - "шаг", "саггал" - "борода" и др.; 3) наличие звонкого заднеязычного согласного согласного (на письме "г"), например "гара" - "черный", "галмаг" - "оставаться" и др. В конце закрытого слога, а также в середине слов в большинстве случаев употребляется "х", например "бах" - "смотри", "оху" - "читай", "яха" - "ворот", "яхши" - "хорошо", "ох" - "стрела", "сахла" - "береги" и т. д.; 4) употребление в живой речи придыхательных (аспирированных) "т", "п", "к" в начале слова и слога; 5) наличие оглушенных звонких в начале слова и слога, например "долу" - "полный", нечто среднее между "долу" и "толу", "батды" - "он утонул" 6)
Выпадение
начального h 7)
Утеря
инструментального падежа 8)
Озвончение
начальных гласных (kör>gör
«видеть») 9)
Суффикс
причастий –an-
вместо -gan– 10) Утеря конечного q после u. |
§ Северный азербайджанский язык | |
• Западная диалектная группа: - газахский диалект - карабахский диалект “шуша” - кировабадский (гянджийский) диалект - айрумский говор (близок урумскому языку) • Восточная диалектная группа: - кубинский диалект - бакинский диалект - шемахинский (ширванский)диалект - ленкоранский говор - муганский говор • Южная диалектная группа: - ереванский говор (еразский) - нахичеванский (нахчуванский) диалект - тебризский диалект - ордубадский диалект | • Переходные говоры: - геокчайский говор - агдашский говор - джебраильский говор • Неопределенные диалекты: - дербентский диалект - сальянский диалект - борчалинский диалект - терекеме диалект - диалект кызылбаши - нухинский диалект - карапапахский диалект - габалянский (куткашенский) диалект • Северная диалектная группа: - закатало-кахский (мугальский) говор - шекинский (нухский) диалект |
§ Диалекты южного азербайджанского языка: айналлу (инанлу), шахсевенский, мокаддамский, нафар, кара-гозлу, киркукский (носители живут в Ираке и Сирии, числ. до 1 млн. чел., себя называют турками), пишагчи, байят, теймурташский (на нём говорит одна из этнических групп этноса аймаков – ю.з. подгруппа иранской группы), каджарский, бахарлу (камеш), сальчукский (иранская провинция Керман), карский (530 тыс. носителей в Турции), миандоабский (еврейский диалект), ардабильский, западно-гилянский, хамаданский, карадагский, марагехский, урмийский, ямджийский, занджа. | |
§ Очень близки к южному азербайджанскому, языки кашкайцев (южный Иран, числ. – 1,5 млн. чел.), иракских и иранских туркменов, афшаров. |
*******************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************
Ø Карачаевцы и балкарцы:
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
Потомки местного
нахо-язычного населения (Кобанская
культура 12-4 вв. до н.э.), смешавшегося сначала
с аланами (2 в. до н.э. - 8 в. н.э.), затем
– с волжскими булгарами и в ч. их хазарской ветвью (8-9 вв. н.э.),
а в 13-15 вв. с половцами-куманами, которые
тюркизировали ирано-язычное нахское
население Центрального Кавказа, называвшее
себя "осами". Этно- и антропогенез закончился к
17 в. н.э. В состав России вошли в 1827 году. Фактически карачаевцы и балкарцы -
это один народ, разделенный
административнов 20-е годы ХХ века. На II
съезде народов Сев. Кавказа (Пятигорск, 1918),
провозгласившем установление советской
власти в регионе и образование Терской нар.
республики, делегаты Кабарды и Балкарии
выступили единой фракцией. В 1922 г. создана
Кабардино-Балкарская автономная обл. (КБАО);
в 1936 г. она преобразована в автономную
республику (КБАССР). Аналогично, едино
выступили делегаты Карачая и Черкессии.
Среди соседей они известны как кушха ("горцы",
адыг.), басиани (груз.), сауар ("горцы",
сван.).
Патриархально-родовые пережитки
сохранялись до 20 века. Высший социальный
слой – это таубии («горские князья»).
Наиболее известные из них: Абаевы,
Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы жили в
Малкарском обществе, Балкаруковы и
Келеметовы – в Чегемском, Шакмановы – в
Холамском, Суншевы – в Безенгиевском,
Урусбиевы – в Баксанском. Рожденные от
неравного брака с таубием назывались «чанка».
Следующую привилегированную ступень
занимали ездени («дворяне»), т.е.
собственники – феодалы, находившиеся в
определенной даннической, военно-служебной
и иной зависимости от таубиев. Ниже
находились каракиши («черные люди») –
податные таубиев, официально освобожденные
в результате реформ 1867 г. Далее следовали
азаты — «вольноотпущенники», считавшиеся
лично свободными, но реально оказавшиеся в
зависимости от представителей высших
сословий из-за пользования их землями. Еще
ниже были чагары — «холопы»,
пользовавшиеся некоторыми правами и
земельными наделами. Последнюю ступень
занимали казаки или касаги («безродные», «бесприютные»)
и карабаши («черноголовые») — абсолютно
бесправные дворовые холопы и холопки,
находившиеся на положении рабов.
Самоназвание карачаевцев – карачайлъла.
К карачаевцам относятся носители говора
района Карачай, к балкарцам – носители
других говоров карачаево-балкарского языка.
Самоназвание балкарцев – таулу-маллкъярлы, малкар, кюннюм. Этноним происходит либо от этнонима «булгар», либо от искажённого названия реки Малка.
Выделяют локальные группы балкарцев: собственно балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, илибаксанцы (бакьсанчыла).
Язык и диалекты:
Карачаевско-балкарский (горско-татарский, татарско-джагатайский) язык половецко-кыпчакской подгруппы сформировался в XVI в.
Характеризуется наличием древних иранских
и сванских заимствований, поздних адыгских
и широким пластом нахской лексики. Нахский
субстрат особенно сильно проявляется в
фонетике. В этом имеется определенная
параллель с рефлексами нахского субстрата
в осетинском языке.
• Цокающий диалект – до 1960-х был представлен лишь в Черекском ущелье Балкарии. В последнее время
всвязи с миграцией носителей диалекта провести чёткие границы цоканья трудно.
• Чокающий диалект
- баксано-чегемский говор – основа балкарского варианта литературного языка.
- карачаевский говор – основа карачаевского варианта литературного языка.
- холамо-бызынгийский смешанный говор
Религия: мусульмане-сунниты.
Антропология:
пятигорский кластер кавкасионского типа (имеет
понтийские и монголоидные элементы)
Численность:
карачаевцы –
192 тыс. чел. (в 1830 – 24 тыс., в 1944 – 100 тыс.)
балкарцы – 110 тыс. чел. (в 1830 – 4 тыс., в 1944
– 50 тыс.).
В марте 1944 года 40 тысяч человек – почти
всё балкарское население было депортировано в Сибирь. Погибло 20 тысяч.
Их судьбу разделили карачаевцы, которых погибло 40 тысяч (из 100).
Фамилии: начальный придыхательный звук часто выпадает (Аджиев вместо Гаджиев), многие фамилии имеют сванские корни (Гочияевы, Ебзеевы, Текеевы).
*******************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************
Ø Кумыки (кумук):
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
История
и этногруппы:
Потомки поздних иранских поселенцев (атропатенцы), ассимилированных половцами-куманами. Оформились как народ в 13 в. Особенностью жизни является матриархат (даже в настоящее время). Проживают на севере Дагестана. Процесс этнокультурной консолидации не устранил деления на этнографические группы (брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские кумыки) и
более обособленные субэтносы (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы), которые сохранили некоторые специфические черты в культуре, быте, языке, фольклоре.
Этноним происходит от тюрк. слова "кума",
означающего "степь" (?)
Язык:
Кумыкский язык относится к кыпчакско-половецкой
подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, однако обнаруживаются в языке и более древние элементы языков скифов (VIII-III вв. до н.э.), киммерийцев (VIII в. до н.э.), гуннов (IV в. н. э.), булгар, хазар (V-Х вв.) и огузов (XI-ХII вв.).
Диалекты: буйнакский, предгорный, хасавюртовский,
кайтагский (сильно отличается) и терский, последний представлен на территории Чечни, Ингушетии и Северной Осетии,
где кумыки поселились в 20 веке.
Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов.
Кумыкский язык в средние века был межнациональным в Дагестане, наряду с аварским.
Каспийский антропотип.
Численность: 350 тыс. – 422 тыс. человек.
Религия: приверженцы местных традиционных верований, иудаизма, суннизма и христианства.
Доминирует ислам.
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
Ø Ногайцы
и юртовские татары:
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
*************************************************************************************************************************************************************** ****************
История
и этнографические особенности:
По большей части ногайцы – позднейшие кыпчакские переселенцы (17-18 в.)
из Казахстана, а именно потомки ногаев и
больших ногаев (племенного объединения
хана Ногая).
Этнос делится на роды, а те – на кубы. Например, у кара-ногайцев 4 куба, в каждом
по 4 аксакальства, в аксакальствах – по
несколько аулов. Каждый куб имеет своё племенное скотоводческое клеймо. До
20 в. занимали обширные земли на Кубани и
Ставрополье.
По фонетическим и грамматическим особенностям
язык ногайцев близок казахскому и каракалпакскому языкам
(языки восточно-кыпчакской подгруппы тюркских языков алтайской семьи). Литературный
ногайский сложился в XX в. Под его влиянием нивелируются диалектные различия.
Ногайский язык:
• Кара-ногайский “чёрный” диалект
• Ак-ногайский “белый” (кубанский) диалект (+ канглинский говор)
Существуют суббэтнические группы: кара-ногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские (Ставрополье), ак-ногайцы (Карачаево-Черкесия).
Астраханские ногайцы (юртовские татары) являются потомками золотоордынских ногайцев, первых основателей Астрахани
и представляют собой самостоятельную этническую группу ногайского происхождения. Живут в селениях Приволжского, Наримановского и Володарского р-нов, расположенных в окрестностях Астрахани и в самом городе, в бывшей слободке Зацарово. Юртовские татары на протяжении нескольких веков живут изолированно, не контактируя с остальными группами ногайцев, и, в то же время, вступая в контакт с поволжскими татарами, калмыками, русскими и казахами. В силу этого их язык имеет ряд черт, отличающих его от ногайского языка и диалектов. Существенное влияние оказал уральский татарский язык, в основном, на систему гласных. В морфологическом же строе сохранились основные ногайские черты.
Религия: Мусульмане-сунниты.
Антропология:
центрально-азиатский тип северной ветви монголоидной расы (низкий рост, короткие ноги, брахикефалия, высокое и широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, смешанная пигментация, цвет кожи относительно светлый, низкий череп, длинный высокий прямой нос, тонкие губы, слабо развитый волосяной покров).
Численность:
Ногайцы – 90 тыс. чел. в Дагестане (в районах: Ногайском, Бабаюртовском, Тарумовском и Кизлярском), в Шелковском районе Чечни, в Ставропольском крае, в Карачаево-Черкессии, в Астраханской обл. За пределами страны живут в Турции, Румынии и других государствах.
Юртовские ("сельские") татары – 12
тыс. чел.
2.) Монгольская группа.
Монгольская группа представлена на Кавказе
калмыками (хальмг). Калмыки – потомки монгольских ойратских племён (торгутов, дербетов и хошутов), переселившихся в 15 в. из Центр. Азии на
Волгу. В русских письменных источниках этноним "калмык" появился в конце 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки. Это название сначала появилось в тюркских языках, оно происходит от монгольского "хальмг" и означает "отколовшийся", поскольку калмыки произошли в результате отделения части монгольских племен.
Калмыкский язык западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи.
- дербетский диалект (с говорами)
- торгутский диалект (с говорами)
Литературный язык базируется сразу на двух говорах.
Письменная
традиция калмыцкого языка ведет начало с 11
в., когда начало использоваться уйгурское
письмо. Официальный алфавит, называемый
Тодо Бичиг (чистописание) создан в 17 веке
буддийским монахом Зайя Пандитом. В 1924 году
Тодо Бичиг был заменен на кириллицу. В 1930
году в обиход вошла латиница. Кириллица
снова утвердилась с 1938 года.
Центрально-азиатский
тип монголоидной расы: большое плоское лицо, тонкие губы, низкий рост, борода, длинный высокий прямой нос.
Верующие – буддисты-ламаисты северной ветви, часть – православные.
Численность – 170 тысяч человек. В 1946 году были депортированы в восточный Казахстан, на «историческую» родину. В 1953 году возвращены.
Alexice
Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2008